Петр Чайковский
Франческо Чилеа
Джоаккино Россини
Николай Римский-Корсаков
Джузеппе Верди
Петр Чайковский
Модест Мусоргский
Руджеро Леонкавалло
Джакомо Пуччини
Цезарь Кюи. Игорь Стравинский
Джоаккино Россини
Умберто Джордано
Рихард Штраус
Вольфганг Амадей Моцарт
Рихард Вагнер
Рихард Штраус
Гаэтано Доницетти
Вольфганг Амадей Моцарт
Николай Римский-Корсаков
Вольфганг Амадей Моцарт
Петр Чайковский
Джузеппе Верди
Жорж Бизе
Петр Чайковский
Андрей Рубцов
Сергей Прокофьев
Алексей Верстовский
Джузеппе Верди
Антон Рубинштейн
Бенджамин Бриттен. Камиль Сен-Санс
Мечислав Вайнберг
Сергей Баневич
Модест Мусоргский
Григорий Фрид. Удо Циммерман
Димитрий Ростовский
Вольфганг Амадей Моцарт
Георг Филипп Телеман
Гектор Берлиоз
Вольфганг Амадей Моцарт
Сергей Прокофьев. Морис Равель
Дмитрий Шостакович
Татьяна Камышева
Жорж Бизе
Джакомо Пуччини
Жак Оффенбах
Николай Римский-Корсаков
Дмитрий Шостакович
Александр Островский, музыка Петра Чайковского
Первая редакция партитуры была закончена в 1866 г. Верди писал «Дона Карлоса» для Парижа и должен был подчиняться жанровым требованиям французской «большой оперы». Премьера состоялась 11 марта 1867 г., и уже к этому моменту относятся первые переделки: часть музыки была сокращена, а в третьем действии был добавлен балет. В дальнейшем композитор многократно переделывал свое произведение. В 1872 г. состоялась премьера «неаполитанской» редакции оперы, в 1886 г. появился последний, «моденский» вариант. Чаще других исполняется четырехактная «миланская» версия, увидевшая свет в 1884 г.
«Дон Карлос» относится к зрелому периоду творчества Верди и знаменует переход от бурного кипения эмоций «Травиаты, «Риголетто» и «Трубадура» к глубокому психологизму поздних сочинений. Основой для либретто послужила одноименная драма Фридриха Шиллера, к творчеству которого Верди не раз обращался и раньше («Жанна д’Арк», «Разбойники», «Луиза Миллер»). Творчество Шиллера, как и Гюго, и Шекспира, было для Верди одним из примеров драматургического мастерства, и в «Доне Карлосе» композитор с максимальной полнотой реализовал свои устремления.
Премьера состоялась 17 декабря 2013.
Спектакль идет с одним антрактом.
Либретто Франсуа-Жозефа Мери и Камиля дю Локля
Перевод на итальянский Ашиля де Лозьера и Анджело Дзанардини
Миланская версия 1884 г.
К 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди
воскресенье, 14:00
суббота, 19:00
четверг, 19:00
среда, 19:00
воскресенье, 14:00
суббота, 19:00
пятница, 19:00
четверг, 19:00
среда, 19:00
воскресенье, 14:00
суббота, 19:00
пятница, 19:00
четверг, 19:00
среда, 19:00
Все лица
В 1556 году император Карл V отрекается от престола и удаляется на покой в монастырь Св. Иеронима в Юсте. Корона Испании переходит к его сыну Филиппу II. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании — Францией, Филипп берет в жены невесту своего собственного сына дона Карлоса, французскую принцессу Елизавету Валуа.
Действие I
Сцена 1. Монастырь Сан-Юсте
Монах молится перед гробницей Карла V. Пораженный Карлос узнает голос своего деда-императора.
Появляется друг Карлоса, Родриго, маркиз Поза. Выслушав жалобы инфанта, Поза советует ему посвятить себя не поискам утраченной любви, но благородному делу освобождения Фландрии. Друзья дают клятву жить и умереть вместе.