Новости
Пора, красавица, проснись!
Пора, красавица, проснись!
Премьеры
2024-09-07
После четырёхлетнего перерыва в Большой возвращается «Спящая красавица». Это возвращение, которым будет ознаменовано открытие нового театрального сезона, обещает стать и одним из самых грандиозных его событий. 7 сентября на Исторической сцене состоится премьера. Она будет транслироваться по месту «прописки» Большого — на Театральной площади, а также на Хохловской, Трубной, Болотной площадях и в Пушкинском сквере столицы, в московском кинотеатре «Октябрь», ещё более чем в ста кинотеатрах страны и на официальной странице театра в социальной сети ВКонтакте.

Будучи одним из самых сохранившихся и совершенных балетов Чайковского и Петипа, одним из нетленных символов русского классического балета, «Спящая красавица», разумеется, не могла не стать общим достоянием и точкой пересечения Большого и Мариинского театров. Московская премьера состоялась спустя девять лет после петербургской, в 1899 году. Воспроизводить постановку Петипа был командирован Александр Горский, будущий великий реформатор классики и руководитель московской балетной труппы, на долгие годы определивший ход её развития. Именно «Спящая» познакомила Горского с труппой Большого театра и именно этот спектакль не был подвергнут им никакому пересмотру.

Перешагнув рубеж веков, «Спящая красавица» не покинула подмостки ведущих российских театров и в XX столетии. Абсолютное большинство людей, причастных к искусству балета, понимало, что великолепная музыка и фантастическое богатство хореографии (за постановкой Петипа прочно закрепилось определение «энциклопедия классического танца») никак не должны быть преданы забвению. Но те общественно-политические катаклизмы, которые пережила Россия в первой четверти века, не могли не сказаться и на её судьбе. Замечательный образец балета-феерии, балета-сказки, живописавшего не только и не столько роскошества французской придворной жизни, сколько веками складывавшийся миропорядок, этапы человеческого бытия, связь человека с природой и неизбежную борьбу сил зла и добра, бесконечно корректировался в духе времени и в угоду злободневным тенденциям развития балетного искусства.

В гротескном виде изображались король и королевский двор, облачалась в крестьянские одежды Фея Сирени, оставались «за бортом» балета скрипичный антракт и танец нереид и т.д., и т.п. Возмужал и обрёл — и в Петербурге, и в Москве — виртуозные вариации Принц Дезире, ранее привыкший более полагаться на чары и помощь Феи Сирени, чем на свою доблесть. Партия Феи Карабос переходила от мужчины к женщине и обратно, то теряя свои острохарактерные черты и наделяясь танцем на пальцах, то вновь возвращая себе грозную и размашистую поступь. (Эту характерную партию, давно вернувшуюся к своим исконным владельцам — мужчинам, недаром любят ведущие танцовщики и премьеры, настолько соблазнительна для них бывает возможность погрузиться в её игровую стихию).

Эпоха драмбалета обытовляла сюжет. Эпоха, отказавшаяся от драмбалета, всё и вся отанцовывала. Юрий Григорович, в редакции которого «Спящая» и выйдет триумфально на сцену и экран 7 сентября, впервые обратился к этому балету более полувека назад, в 1963 году. Это была самая танцевальная из всех его редакций. Правил бал танец на пуантах. Минимализмом в духе 1960-х годов отличалось оформление сцены, созданное постоянным соавтором и другом хореографа Симоном Вирсаладзе.

Вирсаладзе — ещё одна фигура в истории «Спящей» общая для Большого и Мариинского театров, скрещение театральных судеб этой «Красавицы», случившееся уже в XX столетии. В 1952 году Симон Вирсаладзе оформил редакцию, осуществлённую в Мариинском театре (тогда театре им. Кирова) Константином Сергеевым. В 1963-м — первую редакцию Юрия Григоровича в Большом. А в 1973-м — вторую. Постановка 1973 года радикально отличалась от той, что увидела свет рампы десятью годами ранее. В основе своей она воспринималась как возвращение к Мариусу Петипа, к оригиналу. В балет вернулись жанровые сцены, старинная пантомима и торжественная пышность дворцово-паркового убранства. «Проявив бережное внимание к подлиннику, Григорович и Вирсаладзе высказались гораздо более современно, чем в пору полемики с ним. Оба — и хореограф, и художник — безупречно установили ту высокую меру вкуса, с какой должны смыкаться в «Спящей красавице» век знаменитого «короля Солнце» и эпоха Петипа», — писала в своём отклике на премьеру выдающийся историк балета Вера Красовская.

Бережное отношение к подлиннику отнюдь не исключало творческого подхода к его переосмыслению. Партия Феи Карабос не только была возвращена исполнителям мужчинам, но и получила более «подробное» танцевальное развитие (у Петипа она была решена средствами пантомимы), контрастнее и значительнее стало противостояние между феями зла и добра — Карабос и Феей Сирени. Углубился и не стал менее «танцевальным» образ Принца Дезире. Был сочинён замечательный дуэт Золушки и Принца в сцене выхода героев сказок и ряд других сцен. В отличие от превалирующего белого цвета постановки 1963 года сцены спектакля и костюмы персонажей заиграли разными цветами и их оттенками. «Живописный симфонизм», которым так славилось искусство художника Вирсаладзе, вступил в действие. Сценическое оформление выставляло чёткие границы между реальным, бытовым и празднично-волшебным. Праздник шествовал по парадной лестнице, вид на которую открывался сквозь распахнутые дворцовые ворота. А перед ними, не соприкасаясь с чудесным миром дворца и парка, разворачивались эпизоды бытового характера и бесновалась Фея Карабос.

Юрий Григорович неоднократно ставил «Спящую красавицу» и в других театрах России и за рубежом. В Большом — ещё раз в 2011 году. Тот спектакль стал первым балетом, поставленным на Исторической сцене Большого, открывшейся после её реконструкции.

Нынешняя постановка представляет работу тандема Григорович-Вирсаладзе. За дирижёрским пультом первого представления — маэстро Валерий Гергиев.

В двух сентябрьских прокатных сериях заняты как ведущие солисты труппы, неоднократно выступавшие в балете «Спящая красавица» и с радостью возвращающиеся к своим любимым партиям, так и молодые артисты, которым только предстоит продемонстрировать своё мастерство и харизму в этом спектакле. Премьерные показы — 7 и 8 сентября (12:00 и 19:00), 21 сентября (12:00 и 19:00) и 22 сентября (12:00) — как никогда, богаты выступлениями дебютантов.  

Другие новости
2024-09-15
Премьеры
«Князь Игорь»: первая оперная премьера сезона
«Князь Игорь»: первая оперная премьера сезона

Большой и Мариинский театры открывают новую страницу в истории сотрудничества. В этом сезоне Большой представит ряд спектаклей, рождённых на Мариинской сцене, а на московской — обретающих новое воплощение. Первым опытом подобного рода станет одна из главных опер русского репертуара — «Князь Игорь» А. Бородина. Премьера — 15 сентября.

Пресс-релиз

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо