Петр Чайковский
Умберто Джордано
Джоаккино Россини
Франческо Чилеа
Рихард Вагнер
Рихард Штраус
Николай Римский-Корсаков
Петр Чайковский
Джузеппе Верди
Жорж Бизе
Джоаккино Россини
Александр Островский, музыка Петра Чайковского
Вольфганг Амадей Моцарт
Цезарь Кюи. Игорь Стравинский
Рихард Штраус
Вольфганг Амадей Моцарт
Димитрий Ростовский
Вольфганг Амадей Моцарт
Руджеро Леонкавалло
Петр Чайковский
Андрей Рубцов
Гектор Берлиоз
Гаэтано Доницетти
Вольфганг Амадей Моцарт
Модест Мусоргский
Сергей Прокофьев. Морис Равель
Алексей Верстовский
Джузеппе Верди
Антон Рубинштейн
Бенджамин Бриттен. Камиль Сен-Санс
Мечислав Вайнберг
Сергей Баневич
Модест Мусоргский
Григорий Фрид. Удо Циммерман
Вольфганг Амадей Моцарт
Георг Филипп Телеман
Сергей Прокофьев
Джакомо Пуччини
Дмитрий Шостакович
Татьяна Камышева
Жорж Бизе
Джакомо Пуччини
Жак Оффенбах
Николай Римский-Корсаков
Дмитрий Шостакович
Николай Римский-Корсаков
Джузеппе Верди
Петр Чайковский
Премьера оперы «Дон Паскуале» состоялась 3 января 1843 года в Итальянской опере в Париже и увенчалась триумфальным успехом. В том же году она была поставлена в Милане, Турине, Вене, Лондоне, Брюсселе и Лилле. И до сих пор остаётся одним из самых репертуарных сочинений Доницетти.
Гаэтано Доницетти написал «Дона Паскуале» в 1842, находясь в зените славы и не имея соперников (Беллини умер, Россини прекратил сочинять оперы, а Верди только начинал свой творческий путь). Композитор работал необыкновенно быстро: по одной из версий, он создал оперу всего за восемь дней, по другой, самой «осторожной», потратил на это три недели. Как бы там ни было, шедевр был создан в крайне сжатые сроки.
«Дон Паскуале» стал одной из вершин жанра опера-буффа. Его персонажи словно вышли из комедии дель арте. Богатый старик, вздумавший жениться, но обведённый вокруг пальца молодыми влюблёнными, был устойчивой мишенью для театральных острот начиная с XVI века. Маньифико, Панталоне, Кассандро, Уберто – как только не звали театральных предшественников заглавного героя оперы. В его племяннике Эрнесто можно узнать вечно страдающего влюблённого Пьеро, в докторе Малатесте – находчивого плута Бриггеллу, а в Норине – очаровательную и в то же время весьма практичную Коломбину.
Премьера состоялась 19 апреля 2016.
Спектакль идёт с двумя антрактами.
Либретто Джованни Руффини по мотивам либретто Анджело Анелли «Сэр Марк Антонио»
Действие происходит в Римском университете Святого Иеронима в наши дни.
Действие I
Картина первая. Университет
Знаменитый ученый и закоренелый холостяк Дон Паскуале накануне своего 70-летнего юбилея решает жениться.
Он ждет доктора Малатесту, который, появившись, предлагает в качестве будущей избранницы свою сестру Софронию. Девушка воспитывалась в монастыре и полна добродетелей. Паскуале в нетерпении отправляет Малатесту за ней.
Будущий счастливый муж ликует и спешит сообщить новость о своей женитьбе подчиненным и племяннику Эрнесто, с которым он находится в затяжном конфликте. Несмотря на угрозы дона Паскуале лишить племянника средств к существованию, и даже жениться самому, оставив его вовсе без наследства, Эрнесто наотрез отказывается от выгодной партии, которую ему нашел дядя. Эрнесто упорно настаивает на своей любви к бедной молодой вдове Норине.
Новость о том, что женитьба Дона Паскуале не пустая угроза, приводит Эрнесто в смятение. Кроме того, он узнает от дяди, что его друг Малатеста его предал, поскольку он и есть устроитель дядиной помолвки.
Дон Паскуале, оскорбленный упрямством и издевками племянника, лишает его содержания и прогоняет на все четыре стороны.