Арам Хачатурян
на музыку Фредерика Шопена
на музыку Сергея Прокофьева
Цезарь Пуни
Людвиг Минкус, Эдуар Дельдевез
на музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама)
Херман Северин Левенскольд
Илья Демуцкий
Петр Чайковский
на музыку Валерия Гаврилина
на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Людвиг Минкус
Адольф Адан
Лео Делиб
Юрий Красавин
Юрий Красавин
Александр Глазунов
Сергей Прокофьев
Ариф Меликов
Людвиг Минкус
Жорж Бизе–Родион Щедрин
Петр Чайковский
Даниэль Франсуа Эспри Обер
на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского
Пётр Чайковский — Юрий Красавин
Александр Глазунов
на музыку Анатолия Королёва
Джоби Тэлбот
Премьера балета «Спящая красавица» состоялась в петербургском Мариинском театре в 1890 году. Это была эпоха безраздельного владычества в русском балете Мариуса Петипа – француза, создавшего на базе хорошей европейской среднестатистической труппы феномен русского классического балета, который продолжает жить второе столетие. Во многом это оказалось возможным благодаря сотрудничеству балетмейстера с Чайковским, чья симфоническая музыка помогла развитию и усложнению форм и содержания классического балета. «Спящая красавица» была их первой совместной работой. Петипа, который к тому моменту почти полвека оттачивал форму большого сюжетного классического балета, снабжал Чайковского подробным планом, где был указан характер каждого музыкального номера и его длина с точностью до такта. Чайковский отзывался на это таким разнообразием музыкальных структур и мелодий, что постоянно заставлял Петипа преодолевать давно сложившиеся привычки и искать новые приёмы.
Премьера балета в новой хореографической редакции состоялась
18 ноября 2011.
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро
Хореография Мариуса Петипа
Пролог
Во дворце короля Флорестана XIV празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Церемониймейстер Каталабют проверяет списки приглашённых. Среди придворных и приехавших с поздравлениями гостей появляются Фея Сирени и феи Добра. Они подносят новорожденной дары, наделяя Аврору самыми прекрасными человеческими качествами. Раздаётся шум — и в зал въезжает со своей отвратительной свитой злая и могущественная Фея Карабос. Её забыли позвать на церемонию. В ярости Карабос предсказывает юной Авроре смерть от укола вязальной спицей. Но Фея Сирени останавливает страшное заклятие. Она предсказывает, что силы добра разрушат злые чары. Повелительным жестом она заставляет Карабос покинуть дворец.