Хореограф
Уильям
Форсайт
Уильям Форсайт

Работает в области хореографии более 45 лет. Признание получил за объединение хореографии и изобразительного искусства, результатом которого стали различные инсталляции, фильмы и интернет-проекты.

Родился и вырос в Нью-Йорке. Учился во Флориде у педагогов Нолана Дингмана и Кристы Лонг, выступал с Балетом Джоффри и Штутгартским балетом, где в 1976 стал постоянным хореографом. За последующие семь лет поставил множество балетов и для Штутгартской труппы, и для балетных компаний Мюнхена, Гааги, Лондона, Базеля, Берлина, Франкфурта, Парижа, Нью-Йорка и Сан-Франциско.

В 1984 возглавил Франкфуртский балет, для которого создал такие постановки, как Artifact (1984), Impressing the Czar (1988), Limb’s Theorem (1990), The Loss of Small Detail (1991, в соавторстве с композитором Томом Виллемсом и дизайнером Исси Мияке), A L I E / N A(C)TION (1992), Eidos:Telos (1995), Endless House (1999), Kammer/Kammer (2000), Decreation (2003) и др.

После закрытия Франкфуртского балета в 2004 Форсайт основал новую, полностью независимую труппу Forsythe Company, существующую при поддержке земель Саксония и Гессе, городов Дрезден и Франкфурт, а также частных спонсоров. Помимо выступлений на основных площадках в Дрездене и Франкфурте, артисты ведут интенсивную гастрольную деятельность. Для новой труппы Форсайт поставил балеты Three Atmospheric Studies (2005), You made me a monster (2005), Human Writes (2005), Heterotopia (2006), The Defenders (2007), Yes we can’t (2008/2010), I don’t believe in outer space (2008), The Returns (2009) и Sider (2011). Последние работы Форсайта создавались и исполнялись исключительно труппой The Forsythe Company, в то время как его ранние постановки занимают важное место в репертуаре практически каждой крупной балетной компании в мире, включая Мариинский балет, Нью-Йорк Сити Балет, Сан-Франциско балет, Национальный балет Канады, Дрезденский государственный балет, Королевский балет Англии и балет Парижской оперы.

Уильям Форсайт создавал архитектурные объекты и инсталляции по заказам архитектора и художника Даниэля Либескинда, арт-групп ARTANGEL (Лондон) и Creative Time (Нью-Йорк), SKD–Государственных художественных собраний Дрездена (2013, 2014), а также парижского муниципалитета. Список инсталяций Форсайта включает следующие работы: «Белый надувной замок» (1997), «Город абстракций» (2000), «The Fact of Matter» (2009), «Нигде и везде одновременно №2» (2013), «Черные флаги» (2014).

Его инсталляции и кинофильмы демонстрировались во многих музеях и на различных выставках, в том числе на Биеннале Уитни (Нью-Йорк, 1997), на Венецианской биеннале (2005, 2009, 2012, 2014), на 20-й Сиднейской биеннале (2016), на Авиньонском фестивале (2005, 2011), в Лувре (2006) и в токийской галерее 21_21 Design Sight (2007). Кроме того, показы его спектаклей, фильмов и инсталляций проходили в мюнхенской Пинакотеке современности, Центре искусств Векснера, (Колумбус, США), на Венецианской биеннале, в лондонской галерее Хейвард, MoMA (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства Франкфурта-на-Майне, Институте Современного Искусства в Бостоне (2018) и др.

Совместно со специалистами в области СМИ и образования Форсайт разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. Его компьютерная программа "Improvisation Technologies: A Tool for the Analytical Dance Eye" («Технологии импровизации: инструмент аналитического взгляда на танец»), разработанная в 1994 совместно с Центром искусств и медиатехнологий (Карлсруэ, Германия), используется в учебном процессе профессиональных танцевальных трупп, консерваторий, университетов, аспирантур и колледжей всего мира. В 2009 в сотрудничестве с Университетом штата Огайо был запущен интернет-проект Synchronous Objects for One Flat Thing («Синхронные объекты для одной плоскости»), раскрывающий организационные принципы хореографии и возможности ее применения в рамках других дисциплин. Это пилотный проект научного портала Forsythe's Motion Bank, цель которой – создание и изучение профильных онлайн-ресурсов с приглашенными хореографами.

Регулярно проводит лекции и семинары в различных университетах и творческих организациях. В 2002 был избран руководителем танцевального направления в творческом проекте компании Rolex «Учитель и ученик». Является почетным членом Центра движения и танца Лабана (Лондон), почетным доктором Джульярдской школы (Нью-Йорк), почетным внештатным профессором Корнелльского университета (США) (2009 – 2015), а также профессором в школе танца Глории Кауфман Университета Южной Калифорнии.

Награды
Премия Бесси
1988, 1998, 2004, 2007, Нью-Йорк
Премия Лоуренса Оливье
1992, 1999, 2009, Лондон
Кавалер ордена Искусств и литературы
1999, Франция
Крест «За выдающиеся заслуги» от правительства Германии
1997
Премия Векснера
2002
«Золотой лев» Венецианской биеннале
2010
Премия Американского танцевального фестиваля Сэмюэла Скриппса «За достижения в области хореографии»
2012
Гран при «Недели критики» Каннского фестиваля
2016
Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ