Хореограф
Василий
Вайнонен
(1901 -1964)
Василий Вайнонен

«Отличный знаток классического танца, он тем не менее считал, что современность легче выразить народно-характерным, чем классическим танцем, природа которого менее откликается на зов времени: прежде чем встать на пуанты, надо научить современный балет твердо, на всей стопе, стоять на земле. Всегда стремился показать в танце живого человека и реальные жизненные ситуации. А его художественное виденье оставалось очень конкретным».

балетный критик Виолетта Майниеце


Родился 8 (21) февраля 1901 в Санкт-Петербурге.

В 1919 окончил Петроградское хореографическое училище (педагог Владимир Пономарев). В 1919 — 1938 был артистом балетной труппы, в 1930-1938 — балетмейстером петроградского (ленинградского) Государственного академического театра оперы и балета (с 1935 театра им. С.М. Кирова, ныне вновь Мариинский театр).

В его репертуаре — Вайнонен принадлежал к танцовщикам характерного плана — были, в том числе, следующие партии: Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина), Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа), Паяц («Фея кукол» Й. Байера, хореография Н. и С. Легатов).

Практически в самом начале своей карьеры начал ставить концертные номера. Участвовал в постановках труппы Молодой балет.


В 1933 перенес на сцену Большого балет «Пламя Парижа». В 1939 — перенес балет «Щелкунчик». Работал в Большом театре в 1942-1944, 1948-1951 и в 1952-1957.

Чрезвычайно прославился во всем мире «Щелкунчик» Вайнонена, покоривший множество различных сценических площадок. Па де де из этого балета часто исполняется в концертах и на конкурсах, как и знаменитейшее виртуозное па де де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа».

Непродолжительное время возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Также поставил балет «Арлекинада» Р. Дриго в Белорусском Большом театре оперы и балета (1945, ныне Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь), в 1952-м — «Берег счастья» Э. Спадавеккиа в Новосибирском государственном (ныне академическом) театре оперы и балета, в 1950 перенес балеты «Пламя Парижа» и «Щелкунчик» в Будапештский оперный театр (ныне Венгерская государственная опера).

Ставил танцевальные номера и концертные программы для Государственного (ныне академического) ансамбля народного танца И.А. Моисеева и других коллективов и солистов.

Одним из самых известных его номеров стал «Вальс» на музыку М. Мошковского, который, в частности, виртуозно исполняла Ольга Лепешинская.

Творчеству балетмейстера посвящена книга его вдовы Клавдии Армашевской и его сына Никиты Вайнонена — «Балетмейстер Вайнонен». М., Искусство, 1971.

Умер 23 марта 1964 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды
звание Заслуженного артиста РСФСР
1939
орден «Знак Почета»
1939
Сталинская (Государственная СССР) премия за постановку балета «Пламя Парижа»
1947
Сталинская (Государственная СССР) премия за спектакль «Проданная невеста» Б. Сметаны
1949
Постановки в ГАТОБе

«Золотой век» Д.Шостаковича (I и III акты) — 1930 (совместно с Л.Якобсоном и В.Чеснаковым)

«Пламя Парижа» Б.Асафьева — 1932

«Щелкунчик» П.Чайковского — 1934 (первой исполнительницей партии Маши была Галина Уланова), 1954

«Раймонда» А.Глазунова (по новому либретто Ю.Слонимского) — 1938

«Партизанские дни» Б.Асафьева — 1936 (первая редакция), 1937 (вторая)

«Милица» Б.Асафьева — 1947

В Большом театре

Поставил танцы в операх:

«Черевички» П. Чайковского — 1941

«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова — 1944

«Травиата» Дж. Верди — 1947

«Проданная невеста» Б. Сметаны — 1948

«Демон» А. Рубинштейна — 1953

«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова — 1954


Среди балетов:

«Щелкунчик» (возобновление) — 1943, 1961

«Пламя Парижа» (возобновление) — 1947 

«Мирандолина» С. Василенко (по мотивам комедии «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, первая исполнительница заглавной партии — Ольга Лепешинская) — 1949

«Гаяне» А. Хачатуряна (новая редакция музыкальной партитуры) — 1954

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ