Хореограф
Вячеслав
Самодуров
Вячеслав Самодуров

В 1992 окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (педагог Геннадий Селюцкий) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. В 1996 после победы на Международном конкурсе артистов балета «Майя» в Санкт-Петербурге получил статус премьера. Прославился невероятной технической виртуозностью и бравурной, героической манерой танца.

Был участником премьер в Мариинском театре балетов Дж. Баланчина «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (солист III части) и «Драгоценности» (солист II части – «Рубины» на музыку И. Стравинского), балета Ролана Пети «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха (Юноша) и участником мировых премьер балетов А. Ратманского «Поцелуй феи» И. Стравинского и «Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина. Исполнял ведущие и главные партии в балетах классического и советского наследия. Визитной карточкой танцовщика надолго стало Па де де на музыку Чайковского (хореография Дж. Баланчина).

В 2000-03 в ранге премьера танцевал в Национальном балете Нидерландов (Амстердам), где в его репертуар вошли балеты Ф. Аштона, У. Форсайта, Дж. Роббинса, Х. Ван Манена, Р. Ван Данцига и еще ряд балетов Дж. Баланчина.

В 2003 в том же статусе перешёл в Королевский балет Ковент-Гарден, танцевал ведущие и главные партии в балетах Н. де Валуа, Ф. Аштона, К. МакМиллана, П. Райта, Дж. Баланчина. Исполнил главные партии в балетах «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского. В 2010 оставил эту труппу и посвятил себя карьере хореографа.

Первые его балеты, поставленные для коллег, артистов Королевского балета, — «Нелинейные взаимодействия» на музыку Ю. Катори и Д. Скарлатти и "Trip Trac" на музыку Д. Шостаковича – были показаны в 2009 и 2010 соответственно в рамках мастерской/workshop’а молодых хореографов в студии Линбери.

В 2011-23 — художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (с 2018 Урал Опера Балет). В 2012 инициировал на базе этого театра «Dance-платформу» – проект, призванный дать плацдарм для воплощения творческих замыслов молодым хореографам. В том же году – в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства – реализовал ещё один уникальный проект: поставил для артистов театра балет «Н2О» в цеху завода «Уралтрансмаш» с участием рабочих этого завода.

Вячеслав Самодуров быстро заставил говорить о себе как об одном из самых перспективных российских хореографов. С 2011 его спектакли и он сам практически регулярно номинируются на «Золотую маску» и нередко удостаиваются этой высокой театральной награды.

Свои первые шаги на новом поприще он делал, в том числе, и в Большом театре. Именно здесь в рамках Мастерской молодых хореографов прошла в 2006 премьера одной из первых его постановок — хореографического номера «+_ 2» на музыку Г. Ф. Генделя, в котором выступили Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев.

Провёл две персональные выставки фотографий  (Лондон, 2008) «Динамика и неподвижность» и «Архитектура тела» (Петербург, 2009).

Награды
I премия Международного конкурса артистов балета «Майя»
1996, Санкт-Петербург
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Балет/ спектакль» и «Работа хореографа» (спектакль «Вариации Сальери»)
2014
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Работа хореографа» (балет «Цветоделика»)
2015
Премия «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Маг танца»
2016
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Балет/ спектакль» («Ромео и Джульетта»)
2017

Специальная премия жюри «Золотой маски» «За лучшее событие Года Петипа» (балет «Пахита»)

2019
Премия Правительства России в области культуры за постановку балета «Пахита»
2020

Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Работа хореографа» (балет «Приказ короля»)

2020

Звание заслуженного деятеля искусств России

2023

Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Работа хореографа» (балет «Танцемания»)

2023
Приз Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse в номинации «Хореограф» за постановку балета «Танцемания» в Большом театре
2023

Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Балет/ спектакль» и «Работа хореографа» (балет "Sextus Propertius")

2024
Постановки в Большом театре

2016

«Ундина» Х. В. Хенце

2022

«Танцемания» Ю. Красавина

2024

«Буря» Ю. Красавина

Постановки в других театрах

Урал Опера Балет:

"Amore Buffo" по мотивам оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти (2012)
"Cantus Arcticus" / «Песни Арктики» на музыку Э. Раутаваара (2013)
«Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (2013)
«Цветоделика» на музыку П. Чайковского, А. Пярта, Ф. Пуленка (к столетию театра, 2014)
«Мимолётности» на музыку С. Прокофьева (2014)
«Занавес» на музыку О. Респиги (часть «диптиха» балетов «Terra nova/ Новая земля»; второй частью стал балет "Step Lightly" на музыку болгарских народных песен в постановке П. Лайтфута и С. Леон, впервые работавших в России именно по приглашению В. Самодурова с руководимой им труппой, 2015)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016)
«Снежная королева» А. Васильева (2016)
«Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса в свободной транскрипции Ю.Красавина (по М. Петипа; выпустил спектакль после кончины балетмейстера-постановщика С. Вихарева, 2018)
«Приказ короля» А. Королёва (2018)
«Конёк-горбунок» А. Королёва (с А. Пимоновым; 2021)
«Дар» на музыку Десятникова (в рамках проекта L.A.D., юбилейного посвящения композитору Л. Десятникову; 2021)
Осуществил постановку балета Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера и сюиту из балета Августа Бурнонвиля «Неаполь» на музыку Х. С. Паулли и Э. Хельстеда (2021)
"Sextus Propertius" А. Сысоева (2023)

Михайловский театр:

«Минорные сонаты» на музыку Д. Скарлатти (2010)

Королевский балет Фландрии:

«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2014)

Пермский академический театр оперы и балета:

«Поцелуй феи» И. Стравинского (2017)
"Ultima Thule" В. Раннева (2022, в рамках проекта «Севагин/ Самодуров/ Пимонов»

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона:

«Озорные частушки» на музыку Р. Щедрина (2022)
«598 тактов» на музыку К.Ф.Э. Баха (2024)

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ