Хореограф (4.04.1932–10.04.2023)
Пьер
Лакотт
Пьер Лакотт

Родился в 1932 в Шату, маленьком городке под Парижем. В 1946 по окончании балетной школы при Парижской национальной опере (педагоги Гюстав Рико, Карлотта Замбелли) был принят в кордебалет этого театра, а в 1951 в возрасте всего 19 лет был возведен в ранг первого танцовщика. Нередко выступал в качестве партнера звезд балетной труппы Оперы Иветт Шовире, Лисетт Дарсонваль, Кристиан Воссар.

В 1952 Харальд Ландер, известный датский хореограф, в то время работавший во Франции, возобновляя на сцене Парижской оперы фрагменты балета «Сильфида» Х.Левенскольда (хореография А.Бурнонвиля) выбрал его на роль Джеймса. Так в жизнь Лакотта впервые вошел балет, впоследствии сыгравший «роковую» роль в его судьбе.

В 1954 балет Лакотта «Ночь — волшебница» на музыку С.Беше показало бельгийское телевидение, что навело его на мысль оставить Парижскую оперу с тем, чтобы сосредоточиться на сочинении танцев, чем ранее он занимался лишь от случая к случаю.

В 1955 он собрал собственную труппу, которой дал название «Балеты Эйфелевой башни» (1955-56; 1959-62). Она заявила о себе выступлениями на сцене Театра на Елисейских полях, исполнив балеты Лакотта «Солнцестояния» на музыку Д.Вейнберга, «Парижский парнишка» на музыку Ш.Азнавура и «Концертино» на музыку А.Вивальди. Затем он гастролировал с этой труппой по Европе.

Однако, не желая расставаться с карьерой танцовщика, продолжал танцевать, причем по-прежнему с великими партнершами: в Нью-Йорке в Метрополитен-опера с Мелиссой Хейден, в Лондоне — с Виолетт Верди. Танцевал также в странах Бенилюкса, Германии, Швейцарии.

Поставил несколько балетов для фестивалей: «Такой сладкий гром» на музыку Дюка Эллингтона был показан в Берлине, «Ипполит и Арисия» на музыку Ж.Ф.Рамо — на фестивале Маре (Франция), «Поединок Танкреда» на музыку К.Монтеверди — в Экс-ан-Провансе (Франция).

С 1963 в течение семи лет руководил труппой «Музыкальная молодежь Франции», для которой за это время поставил 35 балетов, в том числе «Простая симфония» на музыку Б.Бриттена, «Гамлет» на музыку У.Т.Уолтона (1964), «Пентесилея» Л.Семенова (1964), «Будущие страсти» на музыку В.Лютославского и «Голос» в сотрудничестве с Эдит Пиаф.

«Сильфида»

Открытием «Музыкальной молодежи Франции» стали будущие всемирно известные танцовщики Гилен Тесмар и Микаэль Денар. Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее знаменитую реконструкцию. История воссоздания одного из самых выдающихся балетов эпохи романтизма тоже была вполне романтическая. Завещание внука Марии Тальони открыло путь к ее архиву, однако оказалось, что архив был рассеян. После трехлетних изысканий в музеях и библиотеках, а также бесед с бывшим собственным «частным» педагогом Любовью Егоровой, которая помнила рассказы последнего петербургского партнера Тальони Христиана Иогансона, замысел Лакотта обрел реальные очертания. А замысел был грандиозен: он хотел восстановить балет «Сильфида» Ж.Шнейцгоффера, поставленный в 1832 в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины всех времен и народов Марии Тальони.

«Сильфида» возродилась к новой жизни в качестве фильма-балета. На следующий день после того, как его показало французское телевидение, все трое — Лакотт, Тесмар (Сильфида) и Денар (Джеймс) проснулись знаменитыми. И вскоре получили приглашение воспроизвести эти танцы уже на сцене Парижской оперы, что и было сделано в том же 1972.

Пьер Лакотт стал балетмейстером и солистом (до 1977) балетной труппы Парижской оперы, куда также были приняты Тесмар (в 72 в ранге этуали) и Денар (в 65-м, этуаль — с 71-го), и почувствовал вкус к восстановлению старинных балетов.

Для французского телевидения поставил оперу-балет «Галантная Европа» А.Кампра и балет «Дама с камелиями» на музыку Дж.Верди (1977)

Преподавал в Национальной консерватории, был педагогом-репетитором в Опере.

В 1985 вместе со своей женой Гилен Тесмар возглавил только что созданную труппу Балет Монте-Карло, для которой поставил балеты Te Deum на музыку Ж.Бизе и «Двадцать четыре часа из жизни женщины» на музыку Э.Нике (по новелле С.Цвейга).

В 1988 стал артистическим директором балетной труппы Оперы Вероны (Италия).

В 1991-99 возглавлял труппу Национальный балет Нанси и Лотарингии.

В соавторстве с Жаном-Пьером Пастори написал книгу о балете — «Традиция» (Editions Favre, 1987).

Награды
Командор ордена «За заслуги в литературе и искусстве»
Кавалер российского ордена Дружбы
приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» (номинация «За жизнь в искусстве»)
2012
Офицер ордена Почетного легиона
2013
Балеты, реконструированные Пьером Лакоттом

«Сильфида» — Парижская национальная опера (1972), Балет Бостона (показал спектакль на гастролях в Нью-Йорке, 1980), Токио балет (1984), театр Колон (Буэнос-Айрес), Национальный театр (Прага), Балет Монте-Карло, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1979), Римская опера, Финский национальный балет (1997), Муниципальный театр Рио-де-Жанейро

«Коппелия» Л.Делиба (хореография А.Сен-Леона) — Парижская опера (1973), Балет Шанхая (Китай, 2002)

Па де де из балета «Бабочка» на музыку Ж.Оффенбаха (единственная постановка М.Тальони) — Парижская опера (1976, исполнял сам с Доминик Кальфуни), театр имени Кирова (1979)

«Лебединое озеро» П.Чайковского (хореография М.Петипа, Л.Иванова) — Национальная опера Бордо (1976), Балет Нанси (1998)

«Дева Дуная» А.Адана (хореография Ф.Тальони) — театр Колон (1978), Токио балет (2006)

«Жизель» А.Адана (хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, костюмы и декорации первой — 1841 — постановки) — балет Реннской оперы (Страсбург, Франция, 1978), Балет Монте-Карло, Национальный балет Нанси (Франция)

Па де сис из балета «Маркитантка» Ц.Пуни (хореография А.Сен-Леона) — Парижская опера, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский), 1979.

«Качуча» из балета «Хромой бес» К.Жида (хореография Ф.Эльслер по Ж.Коралли) — театр имени Кирова (1979)

«Натали, или Швейцарская молочница» А.Гировеца и Карафы ди Колобрано (хореография Ф.Тальони) — Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Василева, 1981.

«Марко Спада» Д.Обера (хореография Ж.Мазилье) — Римская опера (1981), Парижская опера (1985) (заглавная роль создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере в обоих театрах)

«Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» А.Бородина, хореография М.Фокина) — Балет Монте-Карло (1986)

«Жар-птица» И.Стравинского (хореография М.Фокина) — Школа при Парижской опере (1991, 2000)

«Гитана» на музыку И.Шмидта, Д.Обера и Ж.Стефани (хореография Ф.Тальони) — варшавский Большой театр (1993)

«Тень» Л.В.Маурера (хореография Ф.Тальони) — Балет Нанси (1993)

«Озеро фей» на музыку Д.Ф.Э.Обера (хореография Ф.Тальони) — Берлинская государственная опера (1995)

«Видение розы» на музыку К.М.фон Вебера (хореография М.Фокина) — Парижская опера (1997)

«Дочь фараона» Ц.Пуни (хореография М.Петипа) — Большой театр (Москва, 2000)

«Щелкунчик» П.Чайковского (хореография Л.Иванова) — Афинская национальная опера (2000)

«Пахита» Л.Минкуса (хореография Ж.Мазилье и М.Петипа) — Парижская опера (2001)

Лакотт в России

В 1977 в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы — они проходили на сцене Большого театра — впервые был показан балет «Сильфида» в постановке Лакотта (с участием все тех же Гилен Тесмар и Микаэля Денара).

В 1979 он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета (Сильфида — Любовь Гершунова, Джеймс — Анатолий Бердышев).

В том же году подготовил программу Вечера старинной хореографии в ленинградском театре имени Кирова (танцевали ведущие артисты труппы, в том числе Алла Сизова, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева).

В 2000 поставил «Дочь фараона» в Большом театре (мировая премьера балета в его редакции).

В 2006 поставил балет «Ундина» Ц.Пуни (хореография Ж.Перро, М.Петипа) в Мариинском театре.

2010 — на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета были показаны три представления балета «Пахита» в исполнении балетной труппы Парижской оперы.

В 2011 поставил балет «Сильфида» в Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

В 2013 поставил новую редакцию балета «Марко Спада» в Большом театре.

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ