Дирижёр (1891 - 1953)
Николай
Голованов
Народный артист СССР
Николай Голованов

«Большому театру Николай Семенович отдал многие годы своей жизни. Бывали моменты, когда его не было в театре. Но затем он снова возвращался. Последний его приход в Большой ознаменовался творческими победами прославленного коллектива. Под его руководством и непосредственным участием были созданы такие постановки, как "Борис Годунов", "Хованщина", "Садко", которые могут быть названы вершинными достижениями, быть может, за всю историю театра…

Про него можно с полным основанием сказать, что он горел в работе. И это свойство не покидало его никогда. Это горение и полная самоотдача дирижера заражали певцов и музыкантов. С Головановым нельзя было петь или играть "вполсилы". Это исключалось. Поэтому звучание оркестра под управлением Голованова было всегда особенно эмоциональным и ярким. Его нельзя было спутать ни с каким другим. Прекрасный знаток вокала (воспитанник Синодального хора), Николай Семенович требовал от оркестра в первую очередь "пения". И оркестр у него всегда пел, а это качество очень ценно, особенно в инструментальном исполнении».

Евгений Светланов


Родился 9 (21) января 1891 в Москве. В 1910 окончил Синодальное училище церковного пения, в 1914-м — Московскую консерваторию, где получил композиторский диплом. По окончании училища был назначен помощником регента Синодального хора, исполнял также должность преподавателя училища. В 1915 дебютировал как симфонический дирижер.

Независимый характер и крутой нрав, свойственные Голованову, осложняли ему жизнь, в том числе и в Большом театре. Дважды он был вынужден оставить его, но всегда возвращался. Голованов работал в Большом с 1915 по 28-й (до 19-го в качестве хормейстера), затем с 1930 по 36-й. В 1948 был назначен главным дирижером, и этот пост сохранил уже до самой своей смерти.

В 1919 совместно со Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К.С.Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938.

В 20-е годы был художественным руководителем камерных концертов в Большом зале Московской консерватории, организованных профессурой консерватории корпорацией артистов-солистов Большого театра.

Аккомпанировал Айседоре Дункан на ее московских концертах.

«А.В.Нежданова, В.И.Качалов и я были пионерами нашего радиовещания», — 8 сентября 1924 транслировался первый радиоконцерт с участием артистов Большого театра. В 1929 создал Оперный радиотеатр. В 1930 стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. А впоследствии возглавил Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, в название которого со временем добавилось и «телевидение» (1937-53).

В 1925-48 (с перерывами) был профессором оркестрового и оперного классов Московской консерватории. «Самым важным в своей консерваторской деятельности считаю создание большого студенческого оркестра».

Выступал как пианист, в основном, в ансамбле со своей женой — великой русской певицей, солисткой Большого театра Антониной Васильевной Неждановой.

Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов, в том числе одноактные оперы «Принцесса Юрата» и «Богатырский курган», симфонию, симфонические поэмы, увертюры. Он автор более двухсот романсов. Будучи глубоко религиозным человеком, также сочинял духовную музыку.

Умер в Москве 28 августа 1953. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды
Сталинская премия (Государственная премия СССР)
1946, 1949, 1950, 1951
звание Народного артиста СССР
1948
Репертуар

В Большом театре осуществил постановки опер:

«Князь Игорь» А.Бородина (1920)

«Евгений Онегин» П.Чайковского (1921)

«Ночь перед рождеством» Н.Римского-Корсакова (1923)

«Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского (1925) - первая постановка редакции Ю.Сахновского

«Майская ночь» Н.Римского-Корсакова (1926)

«Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева (1927)

«Руслан и Людмила» М.Глинки (1931)

«Псковитянка» Н.Римского-Корсакова (1931)

«Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1932)

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова (1934)

«Тихий дон» И.Дзержинского (1936)

«Садко» Н.Римского-Корсакова (1943)

«Борис Годунов» М.Мусоргского (1948)

«Хованщина» М.Мусоргского (1950)

«Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха (1924, первая постановка на русской сцене) 


и балетов:

«Петрушка» И.Стравинского (1921)

«Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р.Вагнера)

«Испанское каприччио» на музыку Н.Римского-Корсакова

«Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова (все - в 1923)

В 1923 вместе с режиссером Владимиром Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший аванградную режиссуру, в частности, Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские - женщины. (Нежданова пела графа Альмавиву.)

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ