Выдающаяся российская балерина (1941 – 2008)
Наталия
Бессмертнова
Народная артистка СССР
Наталия Бессмертнова

Родилась 19 июля 1941 в Москве. В 1961 с отличием окончила Московское государственное училище (педагоги М. Кожухова, Л. Черкасова, С. Головкина).

Вышла на сцену Большого театра еще до окончания училища, исполнив партии: Амур («Дон Кихот»), па де труа, Изящная куколка («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1958). В выпускном классе дебютировала в спектакле Большого театра как солистка: Седьмой вальс и Мазурка («Шопениана» на муз. Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1961).

В 1961–88 – солистка балета Большого театра. Затем – до 1995 – была педагогом-репетитором.

Яркая индивидуальность артистки проявилась очень рано. Она начинала как лирическая героиня, чему способствовали ее внешние данные, и первоначальный ее репертуар складывался в соответствии с этим амплуа. Вскоре, после исполнения Жизели она раскрылась как романтическая танцовщица, и как артистка, тонко воспринимающая малейшие нюансы хореографического стиля разных эпох и направлений. Это позволило ей довольно быстро расширить сценический репертуар и равно убедительно выступать в балетах классического наследия (Перро, Коралли, Петипа, Фокин, Горский) и сочинениях современных авторов (Вайнонен, Лавровский, Захаров, Голейзовский, Мессерер). Амплуа романтической танцовщицы, справедливо закрепилось за балериной на долгие годы; одухотворенность танца, необыкновенная музыкальность и пластическая кантилена определяли и последующие партии, в том числе современного репертуара, создавая необычное сочетание качеств, сформировав особую индивидуальность и определив ее место в труппе Большого театра.

Встреча с хореографией Юрия Григоровича (ставшего ее мужем в 1968), открыла новый этап творчества балерины. Сотрудничество с балетмейстером оказалось крайне плодотворным, в совместных с ним работах сконцентрировались ее личные творческие достижения предшествующего периода и открылись новые грани дарования. Сохраняя собственную творческую природу, прежде всего связанную с романтическим направлением, в таких партиях, как Одетта-Одиллия, Маша, артистка все больше открывалась как лирико-трагическая героиня театра Григоровича - Фригия, Джульетта, Анастасия, Валентина. Этим ее образам были свойственны духовная сила, обилие неожиданных пластических интонаций, современных по сути.

«Ее танец, богатый фразировкой, глубокими, порой дерзкими акцентами, носит как бы импровизационный характер, насыщен множеством экспрессивных оттенков» (Поэль Карп).

Две работы 1980-х, завершившие творчество балерины – Рита («Золотой век» в постановке Ю. Григоровича) и заглавная партия в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) представляли абсолютного мастера. В них воедино слились все качества артистического облика Б.: природная грация, музыкальность, свободное владение техникой классического танца, целостное ощущение масштаба спектакля, его формы и протяженности.

Продолжая работать в Большом театре, выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966); Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-71); миланского театра Ла Скала (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977); балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980); Варшавского национального театра (Жизель, 1971); Норвежской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972); балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972); балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973); Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», 1976; Жизель, 1977; Джульетта, 1978); Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979); а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио Сола Юрока (1973).

По окончании сценической карьеры (последний спектакль на сцене Большого театра, «Жизель», состоялся в 1994) – продолжала свою деятельность в качестве педагога-репетитора.

В 2001 вернулась в Большой театр как ассистент хореографа-постановщика и педагог-репетитор, участвовала в новой постановке «Лебединого озера» и возобновлении «Легенды о любви» и «Раймонды». Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками его балетов и редакций классики за рубежом.

Как член жюри участвовала в работе международных конкурсов артистов балета в Лозанне (Швейцария) - Приз Лозанны (1995) и Варне (Болгария, неоднократно), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-04, в 2001, 2004 - председатель).

Умерла 19 февраля 2008. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Александр Колесников

Награды
I премия II Международного конкурса артистов балета в Варне
1965
Премия Анны Павловой Парижской академии танца за мастерство в исполнении партий классического и современного репертуара и особенно за исполнение партии Жизели
1970
орден Трудового Красного знамени
1971
премия Ленинского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства
1972
звание Народной артистки СССР
1976
Государственная премия СССР за исполнение партии в балете «Ангара»
1977
орден Дружбы народов
1981
Ленинская премия за исполнение ролей в спектаклях Большого театра
1986
Репертуар

Дочь Андрея («Страницы жизни» А. Баланчивадзе в постановке Л. Лавровского, 1961)

Фея Осени («Золушка» С. Прокофьева в постановке Р. Захарова, 1963)

солистка («Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. Мессерера, 1963)

Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1963)

Принцесса Флорина, Фея Нежности («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963)

па де труа, Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции А. Мессерера, 1964, 1965)

Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского, 1964)

Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захаров, 1964)

Лейли («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна в постановке К. Голейзовского, 1964)

Ширин («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича, 1965)

«Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского», 1967)

Девушка («Видение розы» на музыку К. Вебера, хореография М. Фокина, 1967)

Фригия («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968)

Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1968)

Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1969)

Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» в первой редакции Ю. Григоровича, 1969) – первая исполнительница

Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1970)

Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1973)

Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1975) – первая исполнительница

Валентина («Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича, 1976) –первая исполнительница

Джульетта («Ромео и Джульетта», хореография Ю. Григоровича, 1979) – первая исполнительница в Большом театре

Никия (картина «Тени» в балете «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1981)

Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича, 1982) – первая исполнительница

Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1984)

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ