Хореограф
Морис
Бежар
(1927 – 2007)
Морис Бежар

Родился в Марселе 1 января 1927 в семье философа Гастона Берже (настоящее имя — Морис Жан Берже). В возрасте четырнадцати лет по совету врача начал заниматься балетом. Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

Дебютировал в 1946 в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами — Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 уже попробовал себя в качестве хореографа — первую постановку — балет «Жар-птица» И.Стравинского осуществил для Королевского Шведского балета (Стокгольм).

В 1953 организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу — Романтические балеты. В 1954 дал ей другое название — Балет Звезды, под которым она просуществовала до 1957. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.

В середине 50-х к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П.Анри и П.Шеффера (1955) и «Высокое напряжение» М.Констана и П.Анри (1956).

В 1957–60 работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа, для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э.Вила Лобоса, «Пульчинелла» И.Стравинского (оба — 1957), «Орфей» П.Анри (1958), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959) и др.

В 1959 поставил один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, — «Весну священную». Спектакль был показан на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний — самого Бежара, Милорада Мисковича, театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом «Балет ХХ века». Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы, – «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует как женщина (1961), так и мужчина (1977) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии — партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда «Балета XX века». В 1977 в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 в Монте-Карло).

В 1978 «Балет ХХ века» с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочиненную Бежаром для него в 1977. В 1987 такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К.Сен-Санса и японскую народную музыку (1978), балет «Куразука» П.Мимрана, Т.Майузуми и Ю.Ле Бара (1995), хореографический номер «Ave Майя!» на музыку И.С.Баха — Ш.Гуно (2000). Е.Максимова и В.Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».

В 1987 Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара в Лозанне). Эта труппа также неоднократно гастролировала в России.

Ставил оперы и оперетты.

Сотрудничал с многими известными балетными труппами и прославленными танцовщиками.

Снял ряд фильмов как режиссёр. Автор нескольких книг, в том числе выходивших в России мемуаров «Мгновение в жизни другого» (Москва, 1989), «Мгновение в жизни другого. Чьей жизни?» (Москва, 1998).

В 1970 в Брюсселе создал школу «Мудра», в 77 — ее филиал в Даккаре, в 92 — школу-студию «Рудра» в Лозанне. В 2002 организовал для молодых танцовщиков труппу «Компания М».

Умер 22 ноября 2007 в Лозанне.

Награды
Премия Эразма, вручаемая нидерландской некоммерческой организацией «Фонд Эразма» за вклад в европейскую культуру, общественную жизнь, социальные науки
1974
медаль ордена Восходящего солнца (Япония)
1986
орден Короны, степень великого офицера (Бельгия)
1988
Императорская премия Японской артистической ассоциации
1993
свободный член Академии изящных искусств Института Франции
1994
орден «За заслуги в области искусства и литературы», степень командора (Франция, вручался в Лозанне)
2003
почетный гражданин г. Лозанны (Швейцария)
1996
премия Киото фонда Инамори (за достижения в культуре, вклад в мировую цивилизацию)
1999
приз «Бенуа де ла данс» «За жизнь в искусстве»
2003
Почетный гражданин Брюсселя
В его честь была названа станция метро в Лозанне
2008
Постановки для «Балета ХХ века»

«Девятая симфония» на музыку Л.ван Бетховена (1964)

«Веберн — Опус V» (1966)

«Бхакти» на индийскую народную музыку (1968)

«Песни странствующего подмастерья» Г.Малера (1971)

«Нижинский, клоун Божий» на музыку П.Чайковского и П.Анри (1972)

«Наш Фауст» на музыку И.С.Баха и аргентинские танго (1975)

«Эрос-Танатос» на музыку И.С.Баха, Г.Берлиоза, Ф.Шопена, М.Хаджидакиса, П.Анри, Г.Малера, Н.Роты, И.Стравинского, П.Чайковского (1980)

«Дионис» на музыку Р.Вагнера и М.Теодоракиса (1984, посвящен Ф.Ницше)

«Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985)

«Кабуки» М.Тоширо (1986)

«Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л.ван Бетховена и Ле Бара (1986) 

и многие другие

Для Béjart Ballet Lausanne

«Воспоминания о Ленинграде» на музыку П.Чайковского и группы «The Residents» (1987)

«Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г.Малера (1988)

«Кольцо вокруг кольца» на музыку Р.Вагнера и Э.Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990)

«Мистер Ч.» на музыку Ч.Чаплина (1992)

«Чудесный мандарин» Б.Бартока (1992)

«Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» на музыку В.А.Моцарта и группы «Queen» (1997)

«Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж.Глисона, Дж.Зорна, Ле Бара (1998)

«Щелкунчик» П.Чайковского и Ж.Муте (1998)

«Брель и Барбара» на музыку И.С.Баха, Ж.Бреля, Барбары (2001) 

и другие

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ