Режиссер (1895 - 1964)
Леонид
Баратов
Леонид Баратов

Родился 20 марта (1 апреля) 1895 в Москве. Один из самых заметных оперных режиссеров страны в 40-50-е годы.

В 1918-23 играл в драматических театрах. В 1923 поставил комедию «Лизистрата» Аристофана в Музыкальной студии Московского Художественного театра. И с этого года стал актером и режиссером студии, впоследствии Музыкального театра имени Вл. И.Немировича-Ланченко.

В 1924 снялся у Юрия Желябужского в «Папироснице от Моссельпрома» — фильме, ставшем классикой советского сатирического кинематографа.

Леонид Баратов начинал свою карьеру в Большом театре в 1931. Она продлилась до 36-го, затем в течение двух лет он работал в Свердловском (ныне Екатеринбургский) государственном театре оперы и балета имени А. В.Луначарского. С 1938 по 43-й являлся главным режиссером Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский). В 1944 в качестве главного режиссера вернулся в Большой. В 49-м пост главного утратил, но до 56-го продолжал работать в Большом театре.

В 1950 он, ученик Владимира Ивановича Немировича-Данченко, стал главным режиссером Московского музыкального театра имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко, где, в свою очередь, воспитал себе отличного преемника — следующего главного режиссера этого театра Льва Михайлова.

В 40-е годы руководил Московской студией эстрадного искусства.

В 1947-64 являлся профессором Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).

Баратов оставил великолепные образцы спектаклей так называемого большого стиля — его постановки опер М. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» не только вошли в историю оперного театра, но и до сих пор продолжают свою сценическую жизнь. Первый (постановка 1948) - на сцене Большого театра, второй — на сцене Мариинского.

Умер в Москве 22 июля 1964. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды
пять Сталинских (Государственных) премий — за постановку оперы «Емельян Пугачев» М.Коваля (Пермь, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова), за постановку в Большом театре опер «Борис Годунов», «Мазепа», «Хованщина» и за постановку в театре имени Кирова оперы «Семья Тараса» Д.Кабалевского
1943, 1949, 1950, 1951, 1952
звание Народного артиста РСФСР
1958
Среди постановок

В Большом театре, помимо «Бориса Годунова» (1946, 1948), он поставил оперы:

«Турандот» Дж. Пуччини (1931)

«Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (1932)

«Евгений Онегин» П. Чайковского (1933)

«Князь Игорь» А. Бородина (1934)

«Мазепа» П. Чайковского (1934)

«Севильский цирюльник» Дж. Россини (1935)

«Пиковая дама» П. Чайковского (1944)

«Иван Сусанин» М. Глинки (1945)

«Хованщина» М. Мусоргского (1950)

«Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (1952)

«Никита Вершинин» Д. Кабалевского (1955) - первая постановка

«Чародейка» П. Чайковского (1958)

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ