Хореограф (1905-1967)
Леонид
Лавровский
Народный артист СССР
Леонид Лавровский

Родился 5 (18) июня 1905 в Санкт-Петербурге. В 1922 по окончании хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) в течение тринадцати лет танцевал в труппе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

В 1935-38 был художественным руководителем Ленинградского Малого академического государственного оперного театра/ МАЛЕГОТа (ныне Михайловский). В 1938 возглавил балетную труппу театра оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинского).

В 1944 получил пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра, который «держал» — с небольшими перерывами — в течение двадцати лет (1944-64).

В 1959 организовал первый в стране ансамбль «Балет на льду», руководство которым (1959-64) совмещал со своей деятельностью в театре.

Окончательно попрощавшись с Большим театром, стал художественным руководителем Московского государственного академического хореографического училища (МАХУ). Преподавать начал ещё в 1948 в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС), в 1952 получил звание профессора.

Принимал участие в организации хореографической школы в Каире (Египет).

Неоднократно ставил балеты за рубежом: «Сказ о каменном цветке» (Хельсинки, 1961), «Ромео и Джульетта» (Будапешт, 1962), «Жизель» в своей редакции (Белград, 1956, Хельсинки, 1958, София, 1967).

Леонид Лавровский вошел в историю балета как хореограф, зафиксировавший высшее достижение направления «драмбалет», характеризующегося преобладанием драмы над собственно танцевальной составляющей спектакля. Легендой мирового балетного театра стал его балет «Ромео и Джульетта», показанный на первых зарубежных гастролях Большого театра — в Англии в 1956 году, получивший грандиозный приём у публики и вызвавший к жизни другие хореографические интерпретации шекспировской трагедии — Джона Крэнко и Кеннета МакМиллана, находившихся под очевидным влиянием его спектакля.

Из рецензии, опубликованной в газете «Таймс»: «Может ли балет передать поэзию трагедии „Ромео и Джульетта“ без слов Шекспира? Да, может. Спектакль Большого театра <...> представляет собой точный перевод каждого слова Шекспира на язык подлинной поэзии».

Впоследствии, когда эпоха драмбалета стала достоянием истории, хореограф пересмотрел свои взгляды. Поставленная им для хореографического училища «Классическая симфония», также на музыку Сергея Прокофьева, служила уже исключительно Терпсихоре, а не Мельпомене. И тоже до сих пор остаётся востребованным репертуарным балетом.

Умер в Париже, где находился с МАХУ на гастролях, 27 ноября 1967 года. (Гастроли прошли с триумфальным успехом.)

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды
звание Заслуженного артиста РСФСР
1939

орден «Знак Почёта»

1939

Сталинская (Государственная СССР) премия — второй, первой, второй степени

1946, 1947, 1950

орден Трудового Красного знамени

1951

звание Народного артиста РСФСР

1959
звание Народного артиста СССР
1965
орден Ленина
1967
Постановки в Большом театре

1944
«Жизель» А. Адана (редакция балета Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)

1945
«Раймонда» А.Глазунова

1946
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена (возобновление постановки М.Фокина)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 

1949
«Красный мак» Р.Глиэра

1952
«Фадетта» на музыку Л. Делиба

1954
«Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева

1960
«Паганини» на музыку С. Рахманинова

1961
«Ночной город» на музыку Б. Бартока
«Страницы жизни» А. Баланчивадзе

Поставил танцы в оперных спектаклях:

1946
«Борис Годунов» М. Мусоргского

1949
«Фауст» Ш. Гуно — знаменитая хореографическая картина «Вальпургиева ночь»
«Садко» Н. Римского-Корсакова

1953
«Декабристы» Ю. Шапорина

Постановки в МАХУ (1965-1967):

«Триптих» на музыку С. Прокофьева и А. Баланчивадзе
«Болеро» М. Равеля
«Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева
«Память сердца» на музыку А. Баланчивадзе

в театре оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский)

1940
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева

в МАЛЕГОТе (Михайловский)
1929

«Симфонические этюды» и «Шуманиана» на музыку Р. Шумана

1934
«Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
«Фадетта» на музыку Л. Делиба

1938
«Кавказский пленник» Б. Асафьева

в Ленинградском хореографическом училище

1927
«Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса

1928
«Времена года» на музыку П. Чайковского

1935
«Катерина» музыку А. Рубинштейна, А. Адана в обработке Е. Дубовского

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ