Художник по свету
Глеб
Фильштинский
Заслуженный деятель искусств России
Глеб Фильштинский

Родился в Ленинграде в 1970. Вырос в театральной семье (отец — знаменитый режиссёр-постановщик и театральный педагог, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Фильштинский Вениамин Михайлович).

Осваивал профессию в Санкт-Петербургском театре юношеского творчества, где и принял участие в постановке своего первого спектакля в качестве художника по свету («Фаренгейт, 451» по Р. Бредбери, 1990).

В 1988 окончил постановочный факультет ЛГИТМиКа (ныне Российский государственный институт сценических искусств/ РГИСИ) по специальности «театрально-декорационное искусство».

В разное время занимал должность главного художника по свету в Санкт-Петербургском театре юношеского творчества, Международной мастерской кукольного и синтетического театра «Интерстудио», Санкт-Петербургском театре юных зрителей им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербургском драматическом театре «На Литейном», Большом драматическом театре (БДТ) имени Г.А. Товстоногова, в Александринском театре.

В настоящее время является главным художником по свету Малого драматического театра – театра Европы.

В качестве художника по свету принимал участие в постановках более четырёхсот музыкальных и драматических спектаклей. Участвовал в постановках Зальцбургского фестиваля («Трубадур» Дж. Верди, «Любовь Данаи» Р. Штрауса), Фестиваля в Экс-ан-Провансе («Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе).

Вместе с режиссёром Дмитрием Черняковым работал над созданием спектаклей (помимо Большого театра): «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, (Мариинский театр, Нидерландская опера в Амстердаме), «Жизнь за царя» М. Глинки, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Мариинский театр), «Аида» Дж. Верди (Новосибирский театр оперы и балета), «Хованщина» М. Мусоргского, «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка, «Симон Бокканегра» Дж. Верди, «Война и мир» С. Прокофьева (Баварская государственная опера в Мюнхене), «Парсифаль» и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Обручение в монастыре» С. Прокофьева (Берлинская государственная опера), «Игрок» С. Прокофьева (совместная постановка Берлинской государственной оперы и театра Ла Скала), «Травиата» Дж. Верди (Ла Скала), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Троянцы» Г. Берлиоза, «Иоланта» П. Чайковского (Парижская национальная опера), «Кармен» Ж. Бизе (Фестиваль в Экс-ан-Провансе), «Леди Макбет Мценского уезда» (Немецкая опера на Рейне), «Князь Игорь» А. Бородина (Нидерландская опера в Амстердаме), «Макбет» Дж. Верди (совместная постановка Новосибирского театра оперы и балета и Парижской оперы), «Симон Бокканегра» Дж. Верди (Английская национальная опера), «Трубадур» Дж. Верди и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (Королевский театр Ла Монне, Страсбургский оперный театр), «Енуфа» и «Средство Макропулоса» Л. Яначека (Цюрихская опера), «Без крови» П.Этвёша, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Электра» и «Саломея» Р. Штрауса (Гамбургская государственная опера), «Трубадур» Дж. Верди (Кёльнская опера).

Также является автором световой партитуры мюзиклов «Норд-Ост», «Монте-Кристо», «Обыкновенное чудо», «Граф Орлов», «Алые паруса», многочисленных шоу-программ, свето-пиротехнических представлений.

С 2008 — основатель и художественный руководитель санкт-петербургской студии сценографии и сценических технологий «Шоу Консалтинг».

Преподаёт в РГИСИ.

В Большом театре участвовал в постановках опер «Похождения повесы» И. Стравинского (2003), «Евгений Онегин» П. Чайковского (2006), «Воццек» А. Берга (2008), «Дон Жуан» В.А. Моцарта (2010, совместная постановка Большого театра, Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Театра Реал, Мадрид, Канадской оперной компании, Торонто), «Руслан и Людмила» М.Глинки (2011), «Садко» Н. Римского-Корсакова (2020, режиссёр всех Дмитрий Черняков), балетов «Болт» Д. Шостаковича (2005) и «Пиковая дама» П. Чайковского—Ю. Красавина (мировая премьера).

Награды

Высшая театральная премия Эстонии в области театрального искусства

2003

Национальная премия Латвии в области театрального искусства

1996, 2005, 2007

Специальный Приз жюри музыкального театра Национальной театральной премии России «Золотая маска» за создание световой партитуры для спектакля «Похождения повесы» (Большой театр)

2004

Национальная театральная премия России «Золотая маска» за создание световых партитур для спектаклей Большого театра «Евгений Онегин» и «Воццек» соответственно

2008, 2011

«Грани театра масс», высшая профессиональная премия Союза театральных деятелей РФ в области массовых форм театрального искусства

2013, 2014
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшее решение светового оформления в музыкальном театре» (совместно с Борисом Эйфманом, спектакль «Страсти по Мольеру», Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана)
2021
Среди работ в музыкальном театре

В Мариинском театре:

«Мазепа» П. Чайковского, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Царская невеста», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, балет «Золотой век» и опера «Нос» Д. Шостаковича, «Енуфа» Л. Яначека, «Игрок» и «Семен Котко» С. Прокофьева, «Отелло» Дж. Верди, «Тристан и Изольда» и тетралогия «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, «Кармен» Ж. Бизе

В Театре балета Бориса Эйфмана:

«Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, «Чайка» на музыку С. Рахманинова, «Евгений Онегин» на музыку П. Чайковского и А. Ситковецкого, «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне, «Up & Down» на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, А. Берга

В Новосибирском театре оперы и балета: 

оперы «Аида», «Макбет» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, балеты «Коппелия» Л. Делиба и «Золушка» С. Прокофьева

В Михайловском театре: 

«Иоланта» П. Чайковского, «Трубадур» Дж. Верди, «Золушка» С. Прокофьева

В Московском театре Новая опера им. Е.В. Колобова: 

«Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Борис Годунов» М. Мусоргского

В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко:

«Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Веселая вдова» Ф. Легара

В Ла Скала:

«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Двое Фоскари» и «Травиата» Дж. Верди, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Солдаты» Б.А. Циммермана

В Метрополитен-опере:

«Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина

В Берлинской государственной опере:

«Тоска» Дж. Пуччини, «Тристан и Изольда», «Парсифаль» Р. Вагнера, «Игрок» С. Прокофьева, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова

В Венской государственной опере:

«Парсифаль» Р. Вагнера

В Баварской государственной опере:

«Симон Бокканегра» Дж. Верди, «Хованщина» М. Мусоргского, «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка, «Лулу» А. Берга, «Война и мир» С. Прокофьева

В Английской национальной опере:

«Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Симон Бокканегра» Дж. Верди

В Парижской национальной опере:

«Макбет» Дж. Верди, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Троянцы» и «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, «Иоланта»/ «Щелкунчик» П. Чайковского

В Королевском театре Ла Монне в Брюсселе:

«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Енуфа» Л. Яначека, «Трубадур» Дж. Верди

В Цюрихской опере:

«Средство Макропулоса» Л. Яначека, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси

В Латвийской национальной опере:

«Пиковая дама» П. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Енуфа» Л. Яначека

В Королевском театре Мадрида:

«Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Макбет» Дж. Верди

В Нидерландской опере в Амстердаме:

«Князь Игорь» А. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова

В Гамбургской государственной опере:

«Без крови» П. Этвёша и «Замок герцога Синяя Борода» Б.Бартока),«Электра» Р. Штрауса, «Саломея» Р. Штрауса

Среди работ в драматических театрах

В МХТ им. А.П. Чехова:

«Вишневый сад» А. Чехова, «Обрыв» И. Гончарова

В Александринском театре:

«Двойник» Ф. Достоевского, «Гедда Габлер» Г. Ибсена

В БДТ им. Г.А. Товстоногова:

«Квартет» Р. Харвуда

В Театре Ленсовета:

«Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмита, «Чеховъ. Водевиль», 

В санкт-петербургском Малом драматическом театре – театре Европы:

«Жизнь и судьба», «Варшавская мелодия», «Бесплодные усилия любви», «Снежная королева», «Долгое путешествие в ночь», «Вакханалия. Пастернак», «Подросток», «Он в Аргентине», «Ворон», «Все дни все ночи», «Русалочка», «Кровь книги. Флобер»)

В Московском ТЮЗе:

«Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Нелепая поэмка» по Ф. Достоевскому)

В московском театре «Современник»:

«Осенняя соната»

В Польском национальном театре:

«Дядя Ваня» А. Чехова 

В Таллиннском городском театре:

«В ожидании Годо» С. Беккета

и многие другие.

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ