Хореограф (1904‑1983)
Джордж
Баланчин
Джордж Баланчин

«Подобно великолепному мосту, соединяющему Европу и Азию к северу от Стамбула, — единственному в мире, перекинутому между двумя континентами, — Баланчин, величайший хореограф всех времен, соединяет великую традицию классического балета с самой дерзкой современностью.

Наследник Мариуса Петипа, Чеккетти и великой школы академического балета, он тем не менее, абсолютно современен — в большей степени, чем какой-либо художник нашего времени: столь же бесспорно современен, как Пикассо, Пауль Клее, Джакометти или Пьер Булез: их творения с момента рождения становятся классикой, при этом не утрачивая способность удивлять, поражать и оспаривать ценности — что и является сутью современного искусства.

Вечно вне моды, всегда — в авангарде, Баланчин остается отправной точкой для раздумий каждого жаждущего странствий по стране движения и жеста, времени и пространства. Единственный в своем роде, не имеющий последователей (его эпигоны — не более чем копировальщики), безупречный, блестящий и загадочный, он стоит перед нами как зеркало, которое одновременно отражает и задает вопросы.

Человек контрастов, по внешности — барин, на деле он был зверски трудолюбив, аскет и бонвиван, рационалист и человек чувства, открытый и предельно замкнутый, математик и мелодист, вершивший тяжкий труд с невероятной легкостью… И в этом он соединил две эпохи — он перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II».

С. Волков, из предисловия к книге «Страсти по Чайковскому»

Родился 22 января (9-го по ст. стилю) 1904 в Санкт-Петербурге. Учился в Государственном Петроградском академическом театральном училище (педагоги П. Гердт, С. Андрианов) и в Петроградской консерватории. В 1921‑24 был артистом Петроградского театра оперы и балета (ныне Мариинский), где исполнял характерные, ансамблевые и небольшие сольные партии. В 1923 стал одним из основателей труппы Молодой балет, для которой ставил концертные номера. В 1924 в составе группы петроградских артистов выехал на гастроли в Германию.

В 1925‑29 являлся балетмейстером труппы Русский балет Сергея Дягилева/ Ballets Russes.

После смерти Дягилева (1929) работал во Франции. В 1932‑33 был балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло/ Ballet Russe de Monte-Carlo. В 1933 организовал труппу Балет 1933/ Les Ballets 1933. Под впечатлением постановок Баланчина, созданных для этой труппы, в 1934 известный американский общественный деятель Леонрад Кёрстайн пригласил его переехать в США, имея в виду амбициозный «проект» заложить основы американского классического балета. Миссия оказалась выполнима. В 1934 была открыта Школа американского балета. Затем при непосредственном участии Кёрстайна Баланчин создал несколько балетных трупп – Американский балет/ American Ballet (1934-38), Балет-Караван/ Ballet Caravan (1936-41), Балетное сообщество/ Ballet Society (1946-48). Постановками для этих трупп и Русского балета Монте-Карло, в 1939 перебравшегося в США, Баланчин заложил основы своего столь узнаваемого «неоклассического» стиля, базировавшегося на традициях русской классики, но проникнутого духом американской культуры и ставшего ее достоянием. 

В 1948 на базе Балетного сообщества была образована труппа с ныне всемирно известным названием – Нью-Йорк сити балет/ НЙСБ, одна из ведущих балетных компаний США и мира. С 1964 ее постоянной сценической площадкой и база является театр в Линкольн-центре (с 2008 г. он носит имя Дэвида Коха). Для НЙСБ ее артистический директор мистер Би – так стали именовать хореографа в Соединенных Штатах – ставил балеты на протяжении всей своей жизни. Многие стали «классикой» XX столетия. 

Хореограф неоднократно проводил со своей труппой различные фестивали – в честь Чайковского, Стравинского, Равеля…

Долгие годы активно и плодотворно сотрудничал с Игорем Стравинским. Внушительное число балетов поставлено им и на музыку Чайковского, размышления о котором вылились в книгу «Страсти по Чайковскому» (Разговоры с Джорджем Баланчиным) Соломона Волкова.

Совместно с Ф. Мейсоном написал книгу «101 рассказ о большом балете» (оригинальное название “Balanchine's Complete Stories of the Great Ballets”).

Полный список созданного Баланчиным насчитывает четыреста шестьдесят пять постановок. В сферу его интересов, помимо балета в «чистом» виде входили также мюзиклы, опера, кино и ТВ. Адаптировал множество своих балетов и фрагментов из них для ТВ. В 1962 поставил оригинальный телебалет «Ной и потоп» (музыка – кантата-аллегория «Потоп» И. Стравинского), затем обретший и свои театральные версии. Огромный успех критики встретили записи балетов Баланчина в исполнении НЙСБ, сделанные для передачи «Танец в Америке» в рамках серии Пи-би-эс/ Public Broadcasting Service «Великие спектакли» (номинация на ТВ-премию «Эмми»). В 1978 НЙСБ впервые принял участие в знаменитой серии Пи-би-эс «Прямые трансляции из Линкольн-центра»: был показан балет «Коппелия». Эта трансляция также принесла Басланчину номинацию на «Эмми». В 1986 в этой же серии был показан балет «Сон в летнюю ночь».

В 1950 НЙСБ впервые выехал на гастроли в Европу (в Лондон); в 1962 и 1972 выступал в СССР.

Умер 30 апреля 1983.

Награды
Орден Почетного легиона, степень офицера
1975, Франция
Премия Национального института искусства и литературы «За выдающиеся заслуги в искусстве»
1975, США
Орден Датского флага, кавалер 1-го класса
1978
Награда Кеннеди-центра
1978
Золотая медаль «За заслуги» американского Национального общества искусства и литературы
1980
Австрийский почётный крест «За науку и искусство» 1-го класса
1980
«Сердце Нью-Йорка» нью-йоркского отделения Американской ассоциации кардиологов
1980
Президентская медаль Свободы
1983, США
Часть Западной 63-й улицы (между проспектом Колумба и Бродвеем) названа в его честь
1990
Его имя получил кратер на планете Меркурий
2011
Командор ордена «За заслуги в области искусства и литературы»
Постановки для труппы Русский балет Сергея Дягилева

1925

«Песнь соловья» на музыку И. Стравинского
«Барабо» В. Риети

1926

«Чертик из табакерки» на музыку Э. Сати
«Триумф Нептуна» лорда Бернерса

1927

«Кошка» А. Coге

1928

«Аполлон Мусагет» И. Стравинского
«Боги-нищие» на музыку Г.Ф. Генделя

1929

«Бал» В. Риети
«Блудный сын» С. Прокофьева

Балеты 1930-40-х

для труппы Русский балет Монте-Карло:

«Котильон» на музыку Э. Шабрие
«Конкуренция» на музыку Ж. Орика
«Мещанин во дворянстве» на музыку Р. Штрауса

1935
«Серенада» на музыку П. Чайковского

1937
«Поцелуй феи» И. Стравинского
«Игра в карты» И. Стравинского

1941
“Ballet Imperial” на музыку П. Чайковского
«Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха

1944
«Концертные танцы» на музыку И. Стравинского 

1946
«Ночная тень» («Сомнамбула») на музыку В. Риети по одноименной опере В. Беллини
«Четыре темперамента» П. Хиндемита 

1947
«Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского 
«Хрустальный дворец» на музыку юношеской симфонии Ж. Бизе, затем получивший мировую известность как «Симфония до мажор»

1948
«Орфей» И. Стравинского

Работы в других жанрах

мюзикл

«На цыпочках» («На пуантах») Р. Роджерса
«Безумства Зигфельда 1936» Вернона Дюка (Владимира Дукельского) «Дети в доспехах» Р. Роджерса
«Хижина на небесах» Вернона Дюка
«Где Чарли?» Ф. Лессера по мотивам пьесы Б. Томаса «Тетка Чарли» «Песнь Норвегии» Р. Райта и Дж. Форреста о жизни Эдварда Грига, с использованием его музыки
«Я женился на ангеле» В. С. Ван Дайка и Р. Дель Рута
«Парни из Сиракуз» Р. Роджерса по мотивам пьесы У. Шекспира «Комедия ошибок»

оперетта 

«Веселая вдова» Ф. Легара

кинофильм 

«Я была авантюристкой» Г. Ратова
«Звездно-полосатый ритм» и «Безумства Голдвина» Дж. Маршалла 

опера

«Похождения повесы» И. Стравинского (1953, Метрополитен-опера)
«Евгений Онегин» П. Чайковского (1962, Гамбургская опера)
«Руслан и Людмила» М. Глинки (1969, Гамбургская опера)

Балеты Баланчина в Большом театре

«Блудный сын» (1989)
«Моцартиана» (1998)
«Агон» (1999, 2004)
«Симфония до мажор» (1999, 2004)
«Кончерто барокко» (2004)
Па де де на музыку П. Чайковского (2004)
«Тарантелла» на музыку Л. М. Готтшалька (2004)
Па де де «Сильвия» из одноименного балета Л. Делиба (2004)
«Серенада» (2007, 2011)
«Рубины», II часть балета «Драгоценности» (2011)
«Драгоценности» (2012)
«Аполлон Мусагет» (2012)

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ