Баланчин
«Подобно великолепному мосту, соединяющему Европу и Азию к северу от Стамбула, — единственному в мире, перекинутому между двумя континентами, — Баланчин, величайший хореограф всех времен, соединяет великую традицию классического балета с самой дерзкой современностью.
Наследник Мариуса Петипа, Чеккетти и великой школы академического балета, он тем не менее, абсолютно современен — в большей степени, чем какой-либо художник нашего времени: столь же бесспорно современен, как Пикассо, Пауль Клее, Джакометти или Пьер Булез: их творения с момента рождения становятся классикой, при этом не утрачивая способность удивлять, поражать и оспаривать ценности — что и является сутью современного искусства.
Вечно вне моды, всегда — в авангарде, Баланчин остается отправной точкой для раздумий каждого жаждущего странствий по стране движения и жеста, времени и пространства. Единственный в своем роде, не имеющий последователей (его эпигоны — не более чем копировальщики), безупречный, блестящий и загадочный, он стоит перед нами как зеркало, которое одновременно отражает и задает вопросы.
Человек контрастов, по внешности — барин, на деле он был зверски трудолюбив, аскет и бонвиван, рационалист и человек чувства, открытый и предельно замкнутый, математик и мелодист, вершивший тяжкий труд с невероятной легкостью… И в этом он соединил две эпохи — он перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II».
С. Волков, из предисловия к книге «Страсти по Чайковскому»
Родился 22 января (9-го по ст. стилю) 1904 в Санкт-Петербурге. Учился в Государственном Петроградском академическом театральном училище (педагоги П. Гердт, С. Андрианов) и в Петроградской консерватории. В 1921‑24 был артистом Петроградского театра оперы и балета (ныне Мариинский), где исполнял характерные, ансамблевые и небольшие сольные партии. В 1923 стал одним из основателей труппы Молодой балет, для которой ставил концертные номера. В 1924 в составе группы петроградских артистов выехал на гастроли в Германию.
В 1925‑29 являлся балетмейстером труппы Русский балет Сергея Дягилева/ Ballets Russes.
После смерти Дягилева (1929) работал во Франции. В 1932‑33 был балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло/ Ballet Russe de Monte-Carlo. В 1933 организовал труппу Балет 1933/ Les Ballets 1933. Под впечатлением постановок Баланчина, созданных для этой труппы, в 1934 известный американский общественный деятель Леонрад Кёрстайн пригласил его переехать в США, имея в виду амбициозный «проект» заложить основы американского классического балета. Миссия оказалась выполнима. В 1934 была открыта Школа американского балета. Затем при непосредственном участии Кёрстайна Баланчин создал несколько балетных трупп – Американский балет/ American Ballet (1934-38), Балет-Караван/ Ballet Caravan (1936-41), Балетное сообщество/ Ballet Society (1946-48). Постановками для этих трупп и Русского балета Монте-Карло, в 1939 перебравшегося в США, Баланчин заложил основы своего столь узнаваемого «неоклассического» стиля, базировавшегося на традициях русской классики, но проникнутого духом американской культуры и ставшего ее достоянием.
В 1948 на базе Балетного сообщества была образована труппа с ныне всемирно известным названием – Нью-Йорк сити балет/ НЙСБ, одна из ведущих балетных компаний США и мира. С 1964 ее постоянной сценической площадкой и база является театр в Линкольн-центре (с 2008 г. он носит имя Дэвида Коха). Для НЙСБ ее артистический директор мистер Би – так стали именовать хореографа в Соединенных Штатах – ставил балеты на протяжении всей своей жизни. Многие стали «классикой» XX столетия.
Хореограф неоднократно проводил со своей труппой различные фестивали – в честь Чайковского, Стравинского, Равеля…
Долгие годы активно и плодотворно сотрудничал с Игорем Стравинским. Внушительное число балетов поставлено им и на музыку Чайковского, размышления о котором вылились в книгу «Страсти по Чайковскому» (Разговоры с Джорджем Баланчиным) Соломона Волкова.
Совместно с Ф. Мейсоном написал книгу «101 рассказ о большом балете» (оригинальное название “Balanchine's Complete Stories of the Great Ballets”).
Полный список созданного Баланчиным насчитывает четыреста шестьдесят пять постановок. В сферу его интересов, помимо балета в «чистом» виде входили также мюзиклы, опера, кино и ТВ. Адаптировал множество своих балетов и фрагментов из них для ТВ. В 1962 поставил оригинальный телебалет «Ной и потоп» (музыка – кантата-аллегория «Потоп» И. Стравинского), затем обретший и свои театральные версии. Огромный успех критики встретили записи балетов Баланчина в исполнении НЙСБ, сделанные для передачи «Танец в Америке» в рамках серии Пи-би-эс/ Public Broadcasting Service «Великие спектакли» (номинация на ТВ-премию «Эмми»). В 1978 НЙСБ впервые принял участие в знаменитой серии Пи-би-эс «Прямые трансляции из Линкольн-центра»: был показан балет «Коппелия». Эта трансляция также принесла Басланчину номинацию на «Эмми». В 1986 в этой же серии был показан балет «Сон в летнюю ночь».
В 1950 НЙСБ впервые выехал на гастроли в Европу (в Лондон); в 1962 и 1972 выступал в СССР.
Умер 30 апреля 1983.