Художник (1883 — 1955)
Фёдор
Федоровский
Народный художник СССР
Фёдор Федоровский

Выдающийся русский театральный художник первой половины ХХ века. Родился 14 (26) декабря 1883 в Чернигове. Ученик Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1907 с золотой медалью окончил Строгановское художественно-промышленное училище и получил предложение остаться в училище в качестве преподавателя. Успешно начавшаяся педагогическая карьера (преподавал до 1923) не помешала увлечению декорационном искусством, и в 1907 Федоровский пришел в Большой театр. В том же году художник выиграл конкурс эскизов декораций и костюмов к «Кармен» Ж. Бизе для Частной оперы С. Зимина, за что был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демона» А. Рубинштейна (1909), «Чародейку» П. Чайковского (1913), «Жизнь за царя» М. Глинки (1914) . В 1913–14 участвовал в создании спектаклей дягилевских антреприз в Париже («Хованщина» М. Мусоргского) и Лондоне («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова).

В 1917–19 работал в театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Являлся активным участником и организатором художественной секции в художественно-просветительском отделе Московского Совета. К празднованию 1 мая 1918-го им впервые была декоративно оформлена Красная площадь.

В 1921 занял пост заведующего постановочной частью Большого театра и тогда же впервые в качестве художника-постановщика Большого оформил балетные сцены «Танец Саломеи» (на музыку из оперы «Саломея» Р. Штрауса) и «Воинственный танец» (на музыку из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля).

В Большом театре в 1921–23 Федоровский оформил восемь балетов, шесть из которых были поставлены Александром Горским:

«Танец Саломеи» на музыку Р.Штрауса

«Жизель» А. Адана

«Безделушки» на музыку В. А.Моцарта

«Вечно живые цветы» (танцевальное представление для детей на музыку Б. Асафьева и др. )

«Тщетная предосторожность» Л. Герольда

«Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р. Вагнера)

Первой оформленной Федоровским в Большом театре оперой стал в 1922 «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в том же году Федоровский создал декорации и костюмы к «Богеме» Дж. Пуччини, «Риголетто» Дж. Верди и «Кармен».

Уже в своих первых работах проявил себя как талантливый колорист, самобытно соединявший заветы Константина Коровина, принципы декорационного мирискусничества и традицию живописи передвижников. В Большом театре, разрабатывая пластику сценического планшета, он начал утверждать живописно-объемный метод, при помощи живописи позволявший «сложные архитектурные объемы, построенные в несколько планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности».

Стремился создавать яркие, монументальные театральные зрелища, что во многом было определено его тягой к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки».

Трижды он обращался к:

«Борису Годунову» М. Мусоргского (1927, 1946, 1948)

«Русалке» А. Даргомыжского (1931, 1937, 1944)

«Князю Игорю» А. Бородина (1934, 1944, 1953)

Дважды — к:

«Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (1927, 1955)

«Садко» Н. Римского-Корсакова (1935, 1949)

«Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1932)

«Хованщине» М. Мусоргского (1950)

С середины 30-х годов Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства». Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям «новой эпохи» и находили отклик у «нового зрителя». При этом Федоровский всегда руководствовался желанием сделать музыкальный театр эмоционально-насыщенным — грандиозная красота таких легендарных спектаклей, как «Борис Годунов» и «Царская невеста» волнует зрителей и сегодня.

По эскизам Федоровского выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и др. цехов. В 1927–29 и 1947–53 он занимал пост главного художника Большого.

В 1936 Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля. В настоящее время работы художника хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом, богатая коллекция его эскизов собрана в музее Большого театра.

Был действительным членом (с 1947) и вице-президентом (в 1947–53) Академии художеств СССР.

Умер 7 сентября 1955. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды
звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР
1930
орден Трудового Красного Знамени
1937, 1951
Сталинская премия II степени за «Князя Игоря» А.Бородина (1934, Большой театр)
1941
Сталинская премия I степени за «Емельяна Пугачёва» М.Коваля (1942, Ленинградский академический государственный театр оперы и балета им. С.М.Кирова/ныне Мариинский)
1943
Сталинская премия I степени за «Бориса Годунова» М.Мусоргского (1948, Большой театр)
1949
Сталинская премия I степени за «Садко» Н.Римского-Корсакова (1949, Большой театр)
1950
Сталинская премия I степени за «Хованщину» М.Мусоргского (1950, Большой театр)
1951
звание Народного художника СССР
1951
орден Ленина
1954
Неоднократно удостаивался высоких наград на Всемирных выставках
Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ