Художник
Елена
Зайцева
Заслуженный художник России
Елена Зайцева

Родилась в Ленинграде. В 1991 окончила театрально-постановочный факультет (отделение «Театральный костюм») Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства).

Сотрудничала с киностудией «Ленфильм». В качестве ассистента художника по костюмам принимала участие в работе над кинофильмами «Дом на песке» (режиссер Нийоле Адоменайте, 1991), «Сны о России» (Россия-Япония, режиссер Дзюнья Сато, 1992), «Хрусталев, машину! » (режиссер Алексей Герман, 1998), в качестве художника по костюмам — над картинами «Время печали еще не пришло» (режиссер Сергей Сельянов, 1995), «Принципиальный и жалостливый взгляд» (режиссер Александр Сухочев, 1996) .

Работала также в театре: была художником-технологом на постановке оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (Новосибирский государственный театр музыкальной комедии, художник Марина Азизян), «Красная Жизель» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе (художник Вячеслав Окунев, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана).

В 1997 стала специалистом по дизайну костюмов в Государственном академическом Мариинском театре. В качестве художника-технолога выпускала все постановки театра вплоть до 2001— оперы «Парсифаль» Р. Вагнера, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта и другие; как художник по костюмам — оперу «Летучий голландец» Р. Вагнера и аутентичную версию балета «Спящая красавица» П. Чайковский (автор реконструкции костюмов Ивана Всеволожского).

Одновременно создавала костюмы для драматических спектаклей («Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя и «Священные чудовища» по пьесе Ж. Кокто в Санкт-Петербургском государственном Молодежном театре на Фонтанке).

В 2001 начала работать в московском театре Новая опера.

В 2003 была приглашена в Большой театр на впервые здесь введенную должность главного специалиста по исполнению, производству и эксплуатации театральных костюмов.

На постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в 2004 дебютировала в Большом театре в качестве художника по костюмам.

По старинным эскизам создала костюмы к балету «Корсар» А. Адана (редакция Алексея Ратманского-Юрия Бурлаки, сезон 2006/07), Большому классическому па из балета «Пахита» Л. Минкуса (постановка Юрия Бурлаки, сезон 2008/09), балету «Петрушка» И. Стравинского (хореография М. Фокина в редакции С. Вихарева, сезон 2011/12),«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (обновлённая редакция спектакля Л. Баратова-Ф. Федоровского 1966; постановка Ю. Певзнер, сезон 2013/ 14).

Автор костюмов к балету «Захарова суперигра» (хореография Ф. Вентрильи, сезон 2008/09), опере «Воццек» А. Берга (постановка Д. Чернякова, сезон 2009/10), балету «Эсмеральда» Ц. Пуни (хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки и В. Медведева, сезон 2009/10), опере «Дон Жуан» В.А. Моцарта (постановка Д. Чернякова, сезон 2010/11), ко всем трём частям балета «Драгоценности» (хореография Дж. Баланчина, сезон 2011/12), балетам «Герой нашего времени» И. Демуцкого (совместно с К. Серебренниковым, хореография Ю. Посохова, режиссёр К. Серебренников, сезон 2014/15), «Дон Кихот» Л. Минкуса (вторая редакция А. Фадеечева, сезон 2015/16), «Ундина» Х.В. Хенце (хореография В. Самодурова, сезон 2015/16), «Нуреев» И. Демуцкого (хореография Ю. Посохова, режиссёр К. Серебренников, сезон 2017/18), опере «Садко» Н. Римского-Корсакова (постановка Д. Чернякова, сезон 2019/20).

Награды
звание Заслуженного художника России
2018
Балетные спектакли

Создала костюмы к балетам «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции В. Медведева) и «Жизель» А. Адана (редакция Т. Легат) в Пермском государственном театре оперы и балета (оба в 2008), «Эсмеральда» Ц. Пуни (хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки и В. Медведева) для Берлинского государственного балета (2011), балету «Лебединое озеро» П. Чайковского (хореография К. Уральского, с использованием фрагментов хореографии М. Петипа, Л. Иванова) в Астраханском государственном театре оперы и балета (2012), «Дон Кихот» (хореография В. Медведева по М. Петипа) в Литовском национальном театре оперы и балета (2016), «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса, Р. Дриго (хореография Ю. Смекалова, III акт в постановке Ю. Бурлаки по М. Петипа) в Мариинском театре (2017), «Дон Кихот» Л. Минкуса (постановка В. Медведева. С. Фечо по М. Петипа и А. Горскому) в Словацком национальном театре (2019), «Катарина, или Дочь разбойника» Ц. Пуни (хореография С. Боброва, Ю. Малхасянц) в Красноярском государственном театре оперы и балета (2021).

Сотрудничает с Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета (Урал Балетом), где в её костюмы «одеты» балеты «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани, постановка С. Фечо, 2011), «Консерватория» Х.С. Паули (хореография А. Бурнонвиля,постановка Д. Берн Ларсен, 2013), «Cantus Arcticus / Песни Арктики» на музыку Э. Раутаваара (хореография В. Самодурова, 2013), «Пахита» Л. Минкуса (хореография М. Петипа, постановка В. Мухамедова, 2013), «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (хореография В. Самодурова, 2013), «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография В. Вайнонена, постановка Д. Корнеева, И. Ивановой, 2014) «Тщетная предосторожность» П.Л. Гертеля (хореография М. Петипа, Л. Иванова, постановка С. Вихарева, 2015), «Занавес» на музыку О. Респиги (хореография В. Самодурова, 2015), «Пахита» Э. Дельдевеза, Л. Минкуса в свободной транскрипции Ю. Красавина (по М. Петипа; после кончины балетмейстера-постановщика С. Вихарева спектакль выпустил В. Самодуров, 2018).

Оперные спектакли

Постоянно сотрудничает с режиссером и сценографом Дмитрием Черняковым, выступая с ним в тандеме в качестве художника по костюмам

— в 2007 на постановке оперы «Хованщина» М. Мусоргского в Баварской государственной опере (Мюнхен);

в 2008 — оперы «Игрок» С. Прокофьева (совместная постановка Берлинской государственной оперы и театра Ла Скала), оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Немецкой опере на Рейне, оперы «Макбет» Дж. Верди (совместная постановка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и Парижской национальной оперы);

в 2010 — оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта на Фестивале в Экс-ан-Провансе (совместно с Д. Черняковым, совместная постановка с Большим театром, Королевским театром в Мадриде и Канадской оперной компанией), оперы «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка в Баварской государственной опере;

в 2011 — оперы «Симон Бокканегра» Дж. Верди в Английской национальной опере (АНО) в Лондоне;

в 2012 — на постановке оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Нидерландской опере (Амстердам), оперы «Трубадур» Дж. Верди в театре де ла Монне (Брюссель), оперы «Енуфа» Л. Яначека в Цюрихской опере;

в 2013 — «Дон Жуан» в Королевском театре/ Teatro Real, Мадрид (совместная постановка), «Симон Бокканегра» в Баварской государственной опере (совместная постановка с АНО), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в Берлинской государственной опере, «Травиата» в Ла Скала;

в 2014 — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в Ла Скала (совместная постановка с Берлинской оперой), «Князь Игорь» А. Бородина в нью-йоркской Метрополитен-опере, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в барселонском театре Лисео (совместная постановка с Нидерландской оперой), «Трубадур» Дж. Верди в Михайловском театре в Санкт-Петербурге (совместная постановка с театром де ла Монне);

в 2015 — «Дон Жуан», Канадская оперная компания (совместная постановка), «Парсифаль» Р. Вагнера в Берлинской государственной опере, «Лулу» А. Берга в Баварской государственной опере, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в АНО;

в 2016 — «Леди Макбет Мценского уезда» в Лионской опере (совместная постановка с АНО), «Иоланта»/«Щелкунчик» П. Чайковского — Парижская национальная опера, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (Цюрихская опера), «Без крови» П. Этвеша/«Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока (Гамбургская государственная опера);

в 2017 — «Князь Игорь» А. Бородина в Нидерландской опере (Амстердам, совместная постановка с Мет), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова в Парижской национальной опере;

в 2019 – «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова в Королевском театре де Ла Монне (Брюссель);

в 2021 – «Вольный стрелок» К.М. фон Вебера в Баварской государственной опере, «Летучий голландец» Р. Вагнера, Байройтский фестиваль, «Электра» Р. Штрауса в Гамбургской государственной опере;

в 2022 – «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера в Берлинской государственной опере.

Генеральный партнер Большого театра — страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «Тинькофф Банк»
Привилегированный партнер Большого театра — ГУМ