Арам Хачатурян
Петр Чайковский
Александр Глазунов
Илья Демуцкий
Херман Северин Левенскольд
на музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке, Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама)
на музыку Валерия Гаврилина
Людвиг Минкус, Эдуар Дельдевез
Цезарь Пуни
на музыку Сергея Прокофьева
на музыку Фредерика Шопена
Людвиг Минкус
на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского
Адольф Адан
Пётр Чайковский — Юрий Красавин
Петр Чайковский
Лео Делиб
Сергей Прокофьев
Юрий Красавин
Юрий Красавин
Александр Глазунов
на музыку Анатолия Королёва
Ариф Меликов
Даниэль Франсуа Эспри Обер
Людвиг Минкус
Джоби Тэлбот
Жорж Бизе–Родион Щедрин
на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Мировая премьера балета «Нуреев» состоялась в Большом театре 17 декабря 2017 года. Это был второй спектакль, созданный композитором Ильей Демуцким и хореографом Юрием Посоховым. За два года до этого они показали «Героя нашего времени», ставшего событием в театральной жизни и продолжившего традицию создания балетов большой формы.
На протяжении ХХ столетия балет за пределами СССР тяготел к одноактному бессюжетному спектаклю. Этот стандарт утвердился благодаря знаменитой дягилевской антрепризе. В начале XXI века ситуация начала меняться: зритель вновь почувствовал вкус к большому спектаклю, нарративу, драматическим ситуациям, сильным страстям и эффектному сценическому оформлению. Но за сто лет традиция создания таких спектаклей оказалась утрачена. Большой театр, в котором Юрий Григорович сохранял ее максимально долго, оказался одним из первых, кто взялся возрождать жанр.
Мировая премьера состоялась 9 декабря 2017.
В спектакле принимают участие хор и мимический ансамбль.
Действие I
Аукцион
После смерти Рудольфа Нуреева его имущество распродается на аукционах в Нью-Йорке и Париже. За каждым из выставленных на продажу предметов – часть жизни великого артиста.
Улица Росси
Годы учения в Ленинградском хореографическом училище им. А. Вагановой, выпускной концерт, начало балетной карьеры в Кировском театре. Успехам сопутствуют непременные доносы.
Доносы сопровождают Нуреева и на зарубежных гастролях.
Прыжок к свободе
Париж. Совершив свой знаменитый прыжок к свободе, Нуреев остается один. Воспоминания детства смешиваются с ожидающей его неизвестностью. Нуреев встречает парижан и пытается подражать их поведению – движениям свободных людей. На окраине Булонского леса его завораживает зрелище танца трансвеститов.