Bach in the Church and at Home Lion’s share of Johann Sebastian Bach’s tremendous heritage is made of sacred music. It is connected not only to his certain type of personality, but also directly correlated with his professional career: most of his life, Bach was holding the position of cantor at different large churches. Besides music composition, which he had to deliver on a monthly basis according to his contract, sometimes even weekly, he was also fulfilling duties of organist during service. Moreover, he was teaching choristers and conducting chorus and orchestra. All his life was devoted to Lutheran Church, and eventually, sacred music laid the foundation for his work.

The Bolshoi Theatre opera and orchestra soloists will present program called Bach in the Church and at Home. Fragments from his sacred works will be performed – smaller (cantatas) and bigger ones (St Matthew and St John Passion, Magnificat, and The Christmas Oratorio, which fits perfectly to a present moment), and five numbers from Notebook for Anna Magdalena Bach/Notenbüchlein für Anna Magdalena Bach.

Cantatas belong to one of the vastest creative areas of Bach’s heritage. To this day, around two hundred cantatas are known – no less than several dozen are considered lost. Bach created his first cantatas practically in adolescence, during his first places of work in Mühlhausen. However, larger portions of his cantatas were written during later, so-called Leipzig period. Bach was appointed as Thomaskantor (Cantor at St. Thomas) of two big churches at the time – St. Nicholas Church and St. Thomas Church. His various duties included composition of a new cantata for every Sunday service and for every church festival. All these cantatas were learned and performed by school chorus of St. Thomas Church for boys, where Bach was teaching. Cantatas consist of alternation of chorus, ensembles and solo numbers. Solo numbers – arias – will be a part of our concert.

St Matthew and St John Passion belong to the deepest and most tragic compositions not only in the work of Bach, but across all world music literature. Passion’s genre is one of the oldest genres of Church music. This composition for chorus, orchestra and soloists, based on the Gospel and narrates about the last days of Christ’s life on earth and crucifixion. According to obituary, written by Bach’s son Carl Philipp Emanuel Bach and his son-in-law Johannes Agricola, Bach wrote five Passions. However, only two remained the whole. Three shrill arias are included in the concert. The meaningful center of the evening will be aria Es ist vollbracht – golden ratio of the program.

Magnificat is composition that was designated for one of the most honored feast by Lutheran of Bach’s time: the Visitation of the Blessed Virgin Mary. The text of the canticle is taken directly from the Gospel of Luke: Virgin Mary has already received good news, being pregnant, she pays a visit to her relative Elizabeth. After Mary greets Elizabeth, who is pregnant with John the Baptist, the latter moves within Elizabeth's womb. Elizabeth rejoices, and Mary responds with what is now known as the Magnificat (“My soul doth magnify the Lord”). It underpins Magnificat: each number is based on a separate and small fragment from the text. This incredibly large-scale and festive composition became epic doxology to Savior from J.S.Bach, faithful Christian. All his music - secular and sacred - is reflection of his deep faith.

Concert will be finished by two arias from The Christmas Oratorio, the largest of Bach’s oratorios, and perhaps, the lightest and the most solemn music composition devoted to Birth of Savior. This grand canvas consists of six parts – cantatas, and they are compiled from Bach’s earlier compositions. It is quite interesting that some of them used to be secular pieces. United by the Genius of Bach, it became a real ‘theology of Christmas’ in music.

Natalia Abryutina

Translated by Anna Muraveva

Львиную долю огромнейшего творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха составляет духовная музыка. Это связано не только с особым складом его личности, но и с его непосредственной профессиональной деятельностью: большую часть своей жизни Бах занимал должность кантора в различных крупных церквях. Помимо сочинения музыки, которую по условиям договора он должен был поставлять ежемесячно, а иногда и еженедельно, он был занят еще и на службах в качестве органиста, а также обучал певчих и руководил хором и оркестром. Вся его жизнь была посвящена Лютеранской церкви, и естественно, что именно духовная музыка, предназначенная для нее, стала основой его творчества.

В январе 2018 г. в Бетховенском зале прошел концерт, посвященный инструментальному наследию великого кантора. Этой зимой солисты оперы и артисты оркестра Большого театра представят слушателям программу под названием «Бах в церкви и дома». Будут исполнены фрагменты его духовных сочинений — небольших (кантат) и крупных (Страсти по Матфею и Иоанну, Магнификат и именно сейчас как нельзя лучше подходящая к случаю Рождественская оратория), а также несколько номеров из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

Последнее из названных сочинений — наверняка, знакомое каждому, кто когда-либо, пусть даже эпизодически, учился музыке – можно отнести к «разделу» «Бах дома». Нотная тетрадь (в немецком оригинале она именуется гораздо нежнее – Notenbüchlein, то есть нотной книжечкой) представляет собой два тома, состоящие преимущественно из клавирных пьес (менуэты, гавоты, полонезы, рондо, хоральные прелюдии и др.), а также нескольких песен и арий для голоса с сопровождением. Рукопись «Нотной тетради» И. С. Бах преподнес своей второй жене, юной Анне Магдалене, которая, не владея, подобно Баху и его старшим сыновьям особым исполнительским мастерством, любила домашнее музицирование. Не все пьесы, входящие в сборник, принадлежат перу Баха: среди них и одна ария из тех, что прозвучат в нашем концерте. Ее авторство – «арии Джованнини» – пока не определено. В любом случае, этот трогательный сборник прекрасно отражает стиль домашнего музицирования баховского времени и одновременно вкусы одной музыкальной семьи – и какой семьи!

Кантаты – одна из самых обширных сфер творчеcкого наследия Баха. На сегодняшний день известно более двухсот баховских кантат – и не менее нескольких десятков считаются утерянными. Свои первые кантаты Бах создал практически в юношеском возрасте, в период своей деятельности на одном из самых первых мест работы, в Мюльхаузене. Однако большая часть кантат была написана в поздний, так называемый лейпцигский период. Тогда Бах являлся музыкальным директором двух крупных церквей – св. Николая и св. Фомы. В число его многочисленных обязанностей входило сочинение новой кантаты к каждому воскресному дню и каждому церковному празднику. Все эти кантаты разучивались и исполнялись оркестром и хором школы св. Фомы для мальчиков, в которой Бах преподавал. Кантаты состоят из чередования хоров, ансамблевых и сольных номеров. Сольные номера – арии – из нескольких кантат прозвучат в нашем концерте.

Страсти по Матфею и по Иоанну принадлежат к числу самых глубоких и трагических произведений не только в творчестве Баха, но и во всей мировой музыкальной литературе. Жанр страстей является одним из древнейших жанров церковной музыки. Это произведение для хора, оркестра и солистов, основанное на тексте Евангелия и повествующее о последних днях земной жизни и крестных муках Христа. Согласно некрологу, написанному сыном Баха Карлом Филиппом Эмануэлем и зятем Иоганном Агриколой, перу Баха принадлежат пять Страстей. Из них в полном объеме сохранились лишь два пассиона. В концерте прозвучат три пронзительные арии. Смысловым центром вечера станет расположенная в точке «золотого сечения» программы ария альта "Es ist vollbracht" («Свершилось»).

Магнификат – сочинение, написанное в честь одного из самых почитаемых лютеранами баховского времени праздников, а именно: Посещения Марией Елисаветы. Текст Магнификата заимствован из первой главы Евангелия от Луки: Дева Мария, уже получив Благую весть и носящая во чреве Младенца, идет к своей родственнице Елисавете. При их встрече младенец, которого носила сама Елисавета, – Иоанн Предтеча «взыграл» во чреве матери, Елисавета возрадовалась, а Мария произнесла свое знаменитое славословие («Величит душа моя Господа»). Оно и лежит в основе Магнификата: каждый номер написан на отдельный небольшой фрагмент текста. Это невероятно масштабное, праздничное сочинение стало грандиозным славословием Спасителю от И. С. Баха, верного христианина, вся музыка которого – как духовная, так и «светская» – является отражением его глубокой веры.

Концерт завершится двумя ариями из Рождественской оратории, крупнейшей из ораторий Баха и, пожалуй, самого светлого и торжественного музыкального произведения, посвященного Рождению Спасителя. Любопытно, что это грандиозное полотно, состоящее из шести частей-кантат, было составлено Бахом из написанных ранее сочинений, причем некоторые из них первоначально имели светский характер. Объединенные с помощью гения Баха, они превратились в настоящее «богословие Рождества» в музыке.

Наталия Абрютина