Entrance of The Lady Of The Camellias
John Neumeier and The Bolshoi Theatre’s first encounter happened in 2004. Back then The Bolshoi showed Russian premiere of Neumeier’s outstanding ballet – A Midsummer Night’s Dream. The Lady of the Camellias (original French title is La Dame aux Camélias) reunited The Bolshoi and Neumeier second time followed by same success: we have included the ballet that became a classic of XXI century to our repertoire. It also was Russian premiere.

An Idea for a Big Ballet
Autobiographical plot that Alexandre Dumas fils’ (French for ‘son’) used in literature (he published novel La Dame aux Camélias in 1848 and subsequently made it into a play in 1852) turned out to be extremely adaptable. The Lady of the Camellias firmly prevailed in dramatic theatre, adding plethora of great artists and directors to achievement list ( Sarah Bernhardt, Eleanora Duse, Gabrielle Rejane, Maria Savina, Vsevolod Meyerhold - to name a few legendary names)

Story of The Lady of the Camellias opera is same long and even more flamboyant. Opera La Traviata by Verdi premiered in 1853, served as original source for the first stage adaption by Dumas just a year later. Soon after crucial failure, it shook the whole world (Maria Callas, Renata Tebaldi and many other remarkable Violettas, together with no less remarkable Alfredos and Germonts)

Without delay The Lady of the Camellias made it to the screen once cinematography was created (Alla Nazimova, Greta Garbo, Sara Monticello, Isabelle Huppert; Rudolph Valentino is among Armands)

Ballet was not an exception. Choreographers were eager to widely use the plot for their productions. Most famous ballet, though, became The Lady of the Camellias by John Neumeier.

‘Giselle of XX Century’
This Lady belongs to the number of the most sought after ‘full length’ ballet of the second half of XX century. Ballerinas love it, and world leading ballet theaters permanently include it into their repertoire, The Paris Opera Ballet, Royal Danish Ballet, Bayerisches Stasstorchester ( Bavarian State Ballet), La Scala Ballet, American Ballet Theatre (ABT) – list can go on.

In the end, someone even came up with idea to call it ‘Giselle of XX century’. When it was brought to John Neumeier’s attention, he accepted compliment humbly, however took a chance to assume the reason behind this comparison. Greatest ballet Giselle keeps existing due to incredible combination of music, dramaturgy, dance and drama that are so tightly intertwined together which makes it impossible to pull apart. He tried to achieve the same ‘effect’ when was creating his ballet. Despite the unlikeness, main female characters have something in common – motif of sacrifice. Important thing – both roles of Giselle and Marguerite imply multiple and even completely different interpretations.

Like in the Movie
Nonetheless, his Lady is not so ‘classic’. Although this story happened in XIX century, it took absolutely another form of what it was formulated in multi-act story based ballet in the century before last. Lady has an entirely different structure. Neumeier follows Dumas: when he read novel, he admitted that he was amazed that it felt as if the author used cinematographic technique. Story is narrated in non-linear way; events are simultaneously presented from various points of views, and almost every time as flashbacks. It became very interesting and ambitious goal for him to reach – to reproduce same concept in ballet.

Jürgen Rose
Stage design was supposed to make it possible to do flashbacks, to change perspective from one angle to another, or combine them all at once. In the beginning of 1970s John Neumeier and his co-author stage designer on a regular basis Jürgen Rose – mainly under impression of German theatre and opera director Peter Stein’s works- surprisingly realized that realism in theatre can do an improbable miracle. Not until very recently they would never dress a peasant in a peasant costume, but Stein showed them that careful and accurate reproduction of the period details possesses theatrical power. Following this discovery they produced an array of performances. However, Lady stands out. Costumes are quite detailed, yet the setting is exhibited with plain simplicity. Ballet takes place during an auction. The entire possessions are displayed after the title character’s death. Storyline will be narrated backwards by people who ever crossed her life and by devastated Armand. Perspective evolves depending on who is thinking, feeling, talking at the given moment.

Chopin
Choosing music for his future ballet, Neumeier didn’t think twice. Chopin! This choice appeared to be the best fit: “Chopin was very important figure in the life of society in XIX century. His music is lively and frivolous to a certain extent, and illustrates that side of life that is referred to The Lady of the Camellias. However Chopin’s life circumstances, his Polish origin or his illness, project a sense of sadness and gloomy fate in his compositions, and that precisely expresses the theme of the ballet”.

Manon Lescaut and Chevalier des Grieux
Dumas’ Armand Duval was late to the auction with Marguerite objects on sale. He started looking for Histoire du chevalier des Griex (literally The Story of Chevalier des Griex) to buy it back ,a book that he once gave to the beloved one himself. Famous courtesan from French novel of XVIII century and her poor lover become fully fledged characters in Neumeier’s ballet. Marguerite and Armand attend a performance based on the novel. Phantom of Manon coming down from theatrical stage and will be accompanying Marguerite throughout the entire ballet line presaging her destiny and ‘pushing’ her towards certain decisions.

Marguerite and Armand
There is a plenty of work for each one in the troupe – with that many different - as a matter of fact really different – characters. Main intrigue, obviously, lays in the leading duo. Neumeier emphasizes how every single setting of this ballet depends on the performers of the leading roles. When he was in the midst of creating his ballet for Marcia Haydée, she literally became his co-creator. He had the same feeling while working with other ballerinas. Choreographic text remains unchanged, but role of Marguerite (same as Armand) is subject to interpreter’s personality, and every performance would bring to the audience a brand new dimension. That is why Neumeier enjoyed working on it over and over again. Marguerite can be played by a young, very very young artist or ballerina who is getting ready to retire. Each one of them can create their own, authentic and completely unique image.

Nathalie Shadrina

Translated by Anna Muraveva

Мечта любой балерины

Первое «пересечение» Джона Ноймайера и Большого театра состоялось в 2004 г. Тогда Большой показал российскую премьеру выдающегося балета Ноймайера — «Сна в летнюю ночь». «Дама с камелиями» «свела» Большой и Ноймайера во второй раз – и с тем же успехом: в наш репертуар вошел балет, ставший классикой XXI века, и это тоже была российская премьера.

Хороший сюжет для большого балета
Автобиографический сюжет, использованный Дюма-сыном в литературе (в 1848 г. он написал роман «Дама с камелиями», а в 1852 г. переделал его в одноименную пьесу), оказался на редкость жизнеспособным. «Дама с камелиями» прочно воцарилась в драматическом театре, пополнив его историю великими актерскими и режиссерскими свершениями (достаточно назвать такие легендарные имена, как Сара Бернар, Элеонора Дузе, Габриэль Режан, Мария Савина, Всеволод Мейерхольд).

Оперная история «Дамы с камелиями» столь же протяженная и еще более яркая. Опера Верди «Травиата» вышла на сцену в 1853 г., всего через год после первой постановки спектакля по пьесе Дюма-сына, ставшей ее первоисточником, и, пережив сокрушительный провал, вскоре уже гремела на весь мир (Мария Каллас, Рената Тебальди и множество других впечатляющих Виолетт, а также Альфредов и Жермонов).

С возникновением кинематографа «Дама» не замедлила явиться на экран (Алла Назимова, Грета Гарбо, Сара Монтьель, Изабель Юппер; среди Арманов — Рудольфо Валентино).

Балет не был исключением. Хореографы ставили на этот сюжет охотно и много. Но самым знаменитым балетом стала «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера (1978 г.).

«Жизель XX века»
Эта «Дама» принадлежит к числу наиболее востребованных полнометражных балетов второй половины XX столетия. Ее любят балерины и перманентно включают в репертуар ведущие балетные театры мира. Балет Парижской оперы, Королевский Датский балет, Баварский государственный балет, балет театра Ла Скала, Американский театр балета (АБТ) — список можно продолжить.

В конце концов, кто-то даже придумал назвать ее Жизелью XX века. Джон Ноймайер, до сведения которого довели этот комплимент, сказал, что принимает его с большим смущением, однако «рискнул» предположить, почему возникло такое сравнение. Великий балет «Жизель» живет благодаря потрясающему соединению музыки, драматургии, танца и драмы, которые сплетены так, что не поддаются разъятию. Создавая свой балет, он стремился достичь подобного же «эффекта». И при всей непохожести есть нечто общее в героинях — присущий им обеим мотив жертвенности. Но главное — и роль Жизели, и роль его Маргариты предполагает множество различных и даже абсолютно несхожих интерпретаций.

Как в кино
При всем при том, его «Дама» вовсе не так «классична». Пусть эта история случилась в XIX веке, однако она облечена совсем в иную форму, чем выработал полнометражный сюжетный балет позапрошлого столетия. У «Дамы с камелиями» совершенно другая структура. Ноймайер идет вслед за Дюма: когда он прочитал роман, по его признанию, поразился тому, что писатель как будто использует кинематографическую технику. История рассказывается нелинеарно, события одновременно преподносятся с разных точек зрения и почти всегда относятся к области воспоминаний. Добиться в балете такого же принципа «подачи материала» стало для него интересной и амбициозной задачей.

Юрген Розе
Сценография должна была дать возможность совершать флэшбэки (возвраты в прошлое), чтобы менять один взгляд на другой или добиваться их совмещения. В начале 1970-х Джон Ноймайер и его постоянный соавтор художник Юрген Розе — во многом под впечатлением от постановок немецкого режиссера Петера Штайна — неожиданно осознали, что невероятной магией в театре может обладать реализм. Еще совсем недавно они ни за что не одели бы крестьянина в крестьянский костюм, но Штайн показал им, что внимательное и достоверное воспроизведение деталей эпохи может таить в себе большую театральную силу. Следуя этому открытию, они создали ряд спектаклей. Однако «Дама» встала в этом ряду особняком. Костюмы достаточно «подробны», но пространство решено с безыскусной простотой. Действие начинается во время аукциона. На торги выставлены вещи, оставшиеся после смерти героини. Вся ее история будет рассказана «вспять» — соприкасавшимися с ней людьми и безутешным Арманом. Точка взгляда меняется в зависимости от того, кто в этот момент думает, чувствует, рассказывает. Но «комната» в целом остается все той же.

Шопен
Выбирая музыку для будущего балета, Ноймайер долго не раздумывал. Шопен! Этот выбор представлялся ему идеальным: «Шопен был очень важен в жизни общества XIX века. В его музыке есть определенная живость и фривольность, иллюстрирующие ту сторону жизни, о которой идет речь в „Даме с камелиями“. Но обстоятельства жизни самого Шопена, его польское происхождение, его болезнь сообщают его произведениям некую грусть и предощущение мрачной судьбы, что очень точно выражает главную тему этого балета».

Манон Леско и Кавалер де Грие
У Дюма Арман Дюваль, опоздав на аукцион, где распродавались вещи Маргариты, стремится найти и выкупить книгу «История кавалера де Грие и Манон Леско», которую некогда он сам подарил своей возлюбленной. У Джона Ноймайера знаменитая куртизанка из французского романа XVIII века и ее несчастный любовник становятся полноправными персонажами балета. Маргарита и Арман отправляются в театр посмотреть спектакль, поставленный по этому роману. Призрак Манон, как будто сошедший с театральных подмостков, будет сопровождать Маргариту на протяжении всей ее балетной истории, предвещая ее собственную судьбу и «заставляя» принимать те или иные решения.

Маргарита и Арман
В этом балете работы хватит почти всей труппе, настолько он населен разными — на самом деле, очень разными — персонажами. Но главная интрига, конечно, заключается в главном дуэте. Ноймайер подчеркивает, насколько каждая постановка этого балета зависит от исполнителей главных партий. Когда он только сочинял этот балет для Марсии Хайде, она практически в полном смысле этого слова была его соавтором. Такое же ощущение складывалось у него и потом, когда он работал с другими балеринами. Хореографический текст уже не менялся, но роль Маргариты (как и Армана) настолько зависит от личности интерпретатора, что каждый новый спектакль всякий раз поворачивается к своему создателю какими-то новыми гранями. Поэтому Ноймайеру очень нравится работать над этим балетом снова и снова. Маргариту, говорит он, могут танцевать и молодая артистка, и очень-очень молодая, и балерина, готовящаяся завершить свою карьеру. Каждая может создать индивидуальный, достоверный и совершенно неповторимый образ.

Наталья Шадрина