Как будто не существует никакой физики

Бывший фармацевт Эрве Куби собрал свою труппу относительно недавно — в 2000 г., но ей не понадобилось много времени, чтобы стать конкурентоспособной другим многочисленным французским центрам современного танца. Регион Лимузен и, в частности, департамент Коррез создают Компании Эрве Куби условия для полноценной творческой жизни. «Кубисты» много гастролируют как во Франции, так и за ее пределами. Алжирец по происхождению, Куби не теряет связь со своими корнями: и Африка, и Алжир не отпускают его, будоражат воображение — и он ищет «единомышленников», ставит танцпьесы с участием местных жителей. Проект «Свидание с Африкой» (2009 г.) он осуществлял исключительно со специально приглашенными по такому случаю танцовщиками из Кот-д’Ивуара — и эту пьесу увидела Россия, причем не только Москва, но и Елец, и Липецк (2011 г.).

А в январе нынешнего года состоялась премьера танцпьесы «Чем день обязан ночи», в которой были заняты граждане Алжира и Буркина Фасо. И хотя изобретательное сочетание танца модерн, балета и акробатики, которое представляет собой язык Эрве Куби, не отличается особой повествовательностью, образный ряд этого спектакля навеян одноименным романом алжирца Мохаммеда Мулессегуля, широко известного, в том числе и в нашей стране, под «женским» псевдонимом Ясмина Хадра. И сам роман уже прославился настолько, что по нему — еще до постановки Куби — успели снять фильм.

«Британская газета «Индепендент» определяет новый роман Хадра как «книгу о семье, любви и войне». Автор изображает природу, общество, отдельные человеческие характеры, чтобы создать ощущение настоящей жизни. Он исследует сложные вопросы морали, чувства и разума. Шотландская газета «Скотсмен» так отзывается о романе: "Это книга, в которой вы можете потерять себя при чтении, но, прочитав, обретете себя«(журнал «Иностранная литература», 2011 г., № 6).

А вот как отозвалась газета «Вашингтон пост» (14 апреля 2013 г., Ребекка Ритцель) о постановке Куби по этому роману — первой, которую он показал в США:

«Для своей американской премьеры Куби отбросил театральные приемы, оставив одни тела. „Чем день обязан ночи“ — это ошеломляющий сплав акробатики, гимнастики, брейк-данса, танца модерн и балета. Добавьте сюда традиционную суфийскую музыку, легкую дымку, освещение, создающее таинственную атмосферу — и то, что создал Куби, будет обманчиво выглядеть как древний ритуал в пустыне.

За сумасшедшими отрезками движения, включающими пятнадцатифутовые „падения на доверии“ и двух мужчин, вертящихся на голове, последовали ансамблевые отрезки движения более взвешенного. Дыхание в унисон было частью саундтрека. Мужчины застыли спиной к публике, и одни только волнообразные движения их плеч заставляли продолжаться этот спектакль. Даже в акробатических прыжках эти мужчины демонстрировали сверхъестественный самоконтроль. Никакой движущей силы не требовалось, на протяжении тридцати минут не существовало никакой физики».

Наталья Шадрина