Act I

The field on which the herd of young horses frolics.

Among them is the old piebald gelding, Strider. Young horses scoff at the old gelding. In response, Strider tells the herd a story of his life.

He was born on the famous stud farm General. In his pedigree there was no horse better than him. Strider was good: strong and hardwork- ing. He got his nickname for a sweeping and frisky move. Due to the fact that Strider was born a piebald, he became an outcast among the rest of the horses. When Strider grew up and fell in love with a Young Filly, his owners turned him into a gelding.

On a visit to the General comes his friend – Prince Serpukhovsky. The owner demonstrates his horses. The groom Taras offers to experience Strider in horse racing. Pied gelding bypassed the best stallion named Swan. The enraged General expels the stableman, but the prince gladly buys Strider along with Taras.

Act I I

The years that Strider spent in the house of Prince Serpukhovsky were the best in his life. Merin was proud of the Prince’s love for him and appreciated the care of Taras.

Almost every day they went to Serpuhovsky's mistress, whose name was Mathieu. Once during the carnival, at a time when the Prince was celebrating Strider’s next victory in horse racing, Mathieu ran off with a young military man. Serpukhovsky saddled the gelding and rushed in pursuit of the traitress. After this chase, Strider weakened. Sick gelding no longer needed the Prince. A few years later Strider again falls to the General.

The Prince again comes to visit the General. The General boasts of his stud, and both of them recall their happy past. Suddenly, Serpukhovsky sees the piebald gelding, but he does not recognize his old and faithful friend.

The groom tells the General that Strider is sick, and he orders him to be slaughtered. Flayer comes: this is Taras. He recognized Strider as opposed to the Prince. Taras mourns the miserable, ruined life of the piebald gelding. Ironically, the one who loved Strider most of all becomes his executioner.

Действие I

На поле резвится табун молодых лошадей. Среди них — старый пегий мерин по прозвищу Холстомер. Молодежь издевается над его жалкой старостью. В ответ Холстомер рассказывает им историю своей жизни.

Он появился на свет на знаменитом конном заводе Генерала, и по родословной не было лошади лучше его. Холстомер был хорош: силен и трудолюбив, и прозвище свое получил за размашистый и резвый ход, равного которому не было в России. Но он родился пегим и за эту свою пежину стал изгоем. Когда Холстомер подрос и влюбился в Молодую кобылку, его безжалостно охолостили, сделав мерином.

Однажды в гости к Генералу приехал его друг князь Серпуховский. Хозяин демонстрировал своих лошадей. Конюх Тарас забавы ради попросил испытать в забеге и Холстомера. Пегий мерин обошел лучшего жеребца по кличке Лебедь. Разгневанный Генерал хотел прогнать Тараса, но князь с удовольствием купил Холстомера вместе с конюхом.

Действие II

Годы, проведенные у князя Серпуховского — красавца, влюбленного в себя и житейские наслаждения, — были лучшими в жизни Холстомера. Он гордился любовью князя, ценил заботу Тараса, но никак не мог понять, как одно живое существо может принадлежать другому? Почему люди так любят говорить «мое» и стремятся как можно больше вещей назвать «своими»?

Почти каждый день они ездили к Матье, любовнице Серпуховского. Но однажды на Масленицу, когда князь праздновал победу Холстомера на скачках, та сбежала с молодым уланом. Серпуховский бросился в погоню и двадцать пять верст без отдыха гнал лошадь, пока не настиг изменницу. Загнанный мерин навсегда потерял свою силу. Ослабевший, он уже не был нужен князю. Несколько лет его сбывали с рук на руки, пока, больной и чахлый, он волею судеб не попал обратно к Генералу.

Сюда же вновь приезжает постаревший и обрюзгший князь Серпуховский. Генерал, как и раньше, хвастает своим конным заводом, и оба они вспоминают о своем счастливом прошлом. Неожиданно Серпуховский видит пегого мерина, но в старой больной лошади не узнает своего верного друга.

Конюх сообщает Генералу, что Холстомер болен коростой, и тот велит его зарезать. Приходит драч*: это Тарас. В отличие от князя, он узнал Холстомера и с тоской оплакивает его несчастную, ни за что загубленную жизнь. По иронии судьбы именно он, кто так любил пегаша и заботился о нем, стал его палачом.

* Человек, снимающий шкуры с убитых или павших животных ( прост.).