Новости
Судьба Луизы
Судьба Луизы
Премьеры
2023-05-25

В Большом – премьера национального значения. После бесконечно долгого отсутствия на российские театральные подмостки возвращается опера Дж. Верди «Луиза Миллер». Теперь благодаря Большому театру московские меломаны (и гости столицы) смогут насладиться живым звучанием этой оперы и безграничным обаянием жертвенной и вместе с тем неприступно гордой главной героини, наделённой к тому же одной из самых сложных и виртуозных вокальных партий.

История не избалованной зрительским признанием «Луизы Миллер» парадоксальна, что, возможно, было обусловлено как раз теми обстоятельствами, которые должны были стать залогом её успеха.

Первоисточником либретто послужила знаменитая «мещанская трагедия» Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», прославившаяся с момента первой постановки (1784). Идея сочинить оперу на этот сюжет принадлежала либреттисту, Сальваторе Каммарано. Но и сам Верди, любивший Шиллера и написавший к тому времени уже две оперы по его драмам, отнёсся к ней с большим сочувствием. (Недаром в процессе работы он неоднократно призывал Каммарано не слишком отклоняться от написанного драматургом). Тем не менее ряд существенных изменений всё-таки был сделан. Уменьшилось количество действующих лиц, несколько видоизменились взаимоотношения персонажей и некоторые обстоятельства, сопутствующие развитию интриги. Снизился и  обличительный пафос. Однако при всём при том «Луиза Миллер» вошла в историю как одна из первых социальных драм в музыкальном театре и первая – в творчестве Верди.

То, что эта опера стала в какой-то степени первооткрывательницей новых путей, видимо, и наложило отпечаток на её сценическую – не очень счастливую – судьбу. Так, режиссёр-постановщик спектакля в Большом, Георгий Исаакян, считает, что она просто опередила своё время. Точнее публике потребовалось время, чтобы оценить новаторство композитора. Но когда публика «дозрела», к её «услугам» были уже такие шедевры Верди, как «Риголетто» и «Травиата», а сама «Луиза», оставшись в их тени, отошла в прошлое, завершив ранний период в его творчестве и став переходным мостом к зрелому, ознаменовавшему расцвет его таланта.

Уже в «Луизе Миллер» композитор показывает себя искусным драматургом, создаёт разноплановые характеры, так что персонажи не выглядят выписанными какой-либо одной – чёрной или белой – краской. Злодеи вдруг обнаруживают комические или благородные черты, а благородный герой-любовник становится одержим идеей мести. И, как и в случае Шиллера, страстного обличителя нравов, в опере силён романтический накал страстей. Если эта опера и «мещанская», то лишь благодаря действующим в ней представителям третьего сословия. Причём, наделённым сложным внутренним миром, как и состоящие с ними в социальном конфликте аристократы. Душевные переживания и выходят в этой опере на первый план – «в ущерб» чисто внешним и не востребованным здесь сценическим эффектам.

«Луиза» – своего рода предтеча, провозвестница будущих сюжетных поворотов и тем, чисто творческих «ходов» и околотворческих решений. Здесь берут начало трогательные отношения дочери с отцом, которые получат дальнейшее развитие в «Риголетто», здесь впервые будет написано письмо, в котором героиня принесёт себя и свою любовь в жертву, что потом найдёт столь совершенное воплощение в «Травиате». Что же касается смикшированной по сравнению с пьесой Шиллера «ноты протеста» и частичного переноса действия в пасторальную тирольскую деревню, то здесь сыграли свою роль и соображения «самоцензуры» (а цензуре предстоит ещё попортить немало крови композитору): премьера должна была состояться в Неаполитанском королевстве, где, как и в герцогстве Вюртембергском, откуда бежал Шиллер, монарх вовсе не был готов отдать свои симпатии простолюдинам.

Главный парадокс «Луизы Миллер» составляет её музыка. Едва ли не каждый современный рецензент – а в конце XX столетия началось постепенное возвращение «Луизы Миллер» в репертуар, продолжившееся и в наши дни; из недавних и относительно недавних постановок можно назвать спектакли Метрополитен-оперы, Парижской и Лионской оперы, Оперы Рима – благоговейно отмечает те или иные арии или ансамбли как принадлежащие к вершинам мировой музыкальной литературы. Не говоря уже об увертюре, «отголоски» которой проходят через всё произведение, но которая давно уже живёт и своей собственной, отдельной жизнью как самостоятельная концертная пьеса.

Замечательные ансамбли – диалог Луизы и Вурма в сцене письма, квартет а капелла во втором акте и др. – впервые у Верди играют такую важную роль в развитии действия. Но стержнем, безусловно, является главная героиня. Недаром опера названа её именем – именно так, как известно, изначально хотел назвать свою пьесу и Шиллер. Всё сочинение пронизано темой страданий бедной Луизы. Верди наделяет её необыкновенно выразительной музыкальной характеристикой. И «Луиза Миллер» с её одноимённым центральным персонажем опять-таки предвосхищает блистательную лирическую оперу Верди – «Травиату». Георгий Исаакян, естественно, уделяет самое пристальное внимание главной героине, усиливая не только её жертвенное и лирическое начало, но и наделяя откровенно мистическим. Как именно это происходит, мы держим в секрете до премьеры. Хотя готовы и приоткрыть слегка завесу тайны: в действие вступят божественные голоса. Голоса небес. (Ответственность за звучание которых возьмёт на себя – частично! – хор тирольских крестьян, в чём ему, как это обычно бывает, поможет главный хормейстер Большого Валерий Борисов).

«Фон», на котором развернётся трагическая история любви Луизы и Рудольфа, составляют магазин, складские помещения, приём у мэра-бургомистра, сопровождающийся проведением конкурса красоты местного значения и богатой демонстрацией нарядов (художник-постановщик Алексей Трегубов).

Музыкальным руководителем постановки стал маэстро Эдуард Топчян, дебютировавший в Большом театре совсем недавно (в апреле нынешнего года маэстро продирижировал оперой «Тоска» Дж. Пуччини). Главный дирижёр Национального филармонического оркестра Армении, он известен далеко за пределами родной республики и регулярно выступает с ведущими оркестрами Европы и США.

В премьерных показах, которые пройдут 25–28 мая, заняты ведущие артисты оперной труппы театра Анна Аглатова, Екатерина Морозова (Луиза), Константин Артемьев (Рудольф), Владислав Попов (Граф Вальтер), Николай Казанский, Денис Макаров (Вурм), Эльчин Азизов (Миллер), Агунда Кулаева, Алина Черташ (Федерика), Дарья Белоусова (крестьянка Лаура). В партии Рудольфа выступит также известный итальянский тенор Антонио Поли, обладатель первой премии престижного Международного конкурса вокалистов им. Ханса Габора «Бельведер», проходящего в Вене (2010). Он пел на сценах многих ведущих оперных домов мира, включая Ла Скала и Королевскую оперу Ковент-Гарден. В начале прошлого года исполнил партию Рудольфа в спектакле Римской оперы. В Большой приглашён впервые. А в партии Вальтера занят также и Саймон Лим, известный корейский певец, сотрудничающий с крупными европейскими и американскими оперными театрами, среди которых Ла Скала, Ла Фениче, Королевский театр Мадрида, Опера Сан-Франциско. В Большом театре он только что, в начале мая, с успехом дебютировал в ещё одной опере, написанной Верди на сюжет драмы Шиллера, – «Дон Карлосе», исполнив партию Филиппа II. Павел Янковский выступит в партии Миллера. Артист уже хорошо известен публике Большого театра. Он дебютировал на нашей сцене в 2019 году, а в текущем сезоне исполнил партии Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фридриха фон Тельрамунда («Лоэнгрин» Р. Вагнера) и Демона («Демон» А. Рубинштейна). Кроме того, в премьерных показах участвуют артисты Молодёжной оперной программы Большого Анна Юркус (Лаура), Роман Коллерт и Илья Легатов (Крестьянин).

Премьера оперы «Луиза Миллер» состоялась 8 декабря 1849 года в неаполитанском театре Сан-Карло. В России она была представлена артистами Императорской итальянской оперы – сначала в петербургском Большом театре (1857), затем – в московском (1874). С тех пор в Большом театре в Москве ни разу поставлена не была.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо