Новости
Опера, в которой горит «яркое пламя гения Верди» *
Премьеры
2023-03-29

В Большом — премьера оперы Дж. Верди «Трубадур». Её концертные исполнения пройдут 29, 31 марта и 2 апреля на Исторической сцене театра.

«Трубадур» наряду с «Риголетто» и «Травиатой» входит в так называемую триаду, знаменующую начало периода творческой зрелости композитора, и практически не уступает им в популярности, которая пришла к этой опере сразу, на премьере, состоявшейся в Риме в 1853 году. Вскоре она стала всенародной. Накалённые страсти, стремление героев отстоять свою свободу, невозможность избавиться от призраков прошлого и неотвратимость возмездия, выраженные в очень ярких, запоминающихся мелодиях, неизменно «заставляют» публику слушать, а театры – ставить эту оперу. Её любят певцы и хормейстеры, она представляет собой богатейший материал для четырёх типов голосов и для хора. Некоторые хоры оказались востребованы даже масс-культурой и выплеснулись в народ с экранов ТВ.

Премьера-2023

Концертные исполнения в Большом собрали звёздный состав. Леонору поёт любимица меломанов всего мира Хибла Герзмава. Недавно она исполнила эту партию в Барселоне в театре Лисеу, повторив тот блестящий успех, которым несколькими годами ранее сопровождалось её выступление на премьере оперы «Трубадур» в Королевском театре Мадрида.

В партии Азучены дебютирует солистка оперной труппы Агунда Кулаева, прославившаяся в партиях Кармен, Любаши («Царская невеста»), Марины Мнишек («Борис Годунов»). Среди центральных партий её репертуара в спектаклях Большого также Княгиня Эболи («Дон Карлос»), Любовь («Мазепа»), Полина («Пиковая дама»).

Что касается Игоря Головатенко, одного из ведущих баритонов Большого и приглашённого солиста крупнейших оперных домов мира, то Граф ди Луна — одна из его коронных партий. Он исполнял её в Новой опере (Москва), Татарском театре оперы и балета (Казань), Латвийской национальной опере (Рига), Оперном театре Лилля (Франция), Большом театре Люксембурга, Баварской государственной опере (Мюнхен).

Олег Долгов, также занятый в абсолютном большинстве оперных спектаклей и премьер Большого, запомнился московской публике в партии Манрико по своим выступлениям в Новой опере и в составе Государственной академической симфонической капеллы. Приглашенный солист Большого Иван Гынгазов партию Манрико исполнял на премьере «Трубадура» в театре «Геликон-опера», в постановках Мариинского театра (Приморская сцена) и Оперы Руана в Нормандии. Дебютировал на нашей сцене в премьерных спектаклях «Садко».

Музыкальным руководителем стал маэстро Жорди Бернасер, дирижёр испанского происхождения, в качестве ассистента сотрудничавший с выдающимися мастерами дирижёрского искусства, среди которых такие величины, как Риккардо Шайи, Лорин Маазель, Валерий Гергиев и Зубин Мета. Он успешно выступает в оперных домах Испании, Италии, Германии и США, являясь признанным интерпретатором вердиевского репертуара.

«Трубадур» в Большом: 1856–1998

История «Трубадура» в Большом театре — давняя и насыщенная событиями. Впервые эту оперу исполнила в Москве итальянская оперная труппа Дирекции императорских театров по случаю весьма знаменательного события — коронации Александра II. Кроме того, это был один из первых спектаклей, которыми открылось восстановленное после пожара здание Большого театра. Так что Москва услышала «Трубадура» всего через три года после римской премьеры. Как и в Италии, опера чрезвычайно понравилась публике и с тех пор редко покидала московские театральные подмостки. В 80-е годы XIX столетия итальянская труппа исполняла её ежесезонно (с участием Аделины Патти в партии Леоноры).

Но предметом особой гордости Большого является то, что именно он стал театром, в котором состоялась первая постановка на русской сцене (7 января 1859 года), осуществлённая собственными силами, с участием «собственных» артистов — и на русском языке. В 1867 году эта постановка была возобновлена. А 30 ноября 1889-го состоялась премьера новой постановки, правда, в ней использовались декорации, созданные к предшествовавшим спектаклям.

В 1933-37 годах «Трубадур» шёл на сцене бывшего театра Зимина, тогдашнего филиала Большого (ныне — Московская оперетта). В 1972 году новая постановка была осуществлена уже на сцене исторического здания. Спектакль шёл в течение семнадцати лет, но, миновав приблизительно около трети своего творческого пути, в 1978-м перекочевал на сцену Кремлёвского Дворца съездов (ныне Государственный Кремлёвский дворец), что, разумеется, сделало его гораздо более доступным для широкого круга операманов.

В 1993 году было предпринято самое что ни на есть капитальное возобновление, в результате которого «Трубадура» стали петь на его родном, итальянском языке. Последнее представление возобновлённого спектакля состоялось 12 февраля 1998 года. С тех пор он в Большом не шёл, так что можно сказать, что театр возвращает эту оперу в свой репертуар почти ровно двадцать пять лет спустя после того, как в последний раз «слышал» аплодисменты в её адрес.

И в 30-е, и в 70-90-е годы прошлого века в опере «Трубадур» блистали выдающиеся артисты Большого и приглашённые звёзды. Ведущие партии исполняли Елена Катульская, Валерия Барсова, Мария Максакова, Бронислава Златогорова, Пантелеймон Норцов, Мария Биешу, Тамара Милашкина, Маквала Касрашвили, Галина Калинина, Кира Леонова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Юрий Мазурок, Юрий Гуляев, Сергей Лейферкус, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко и многие-многие другие звёзды. В 1933-м дирижёром-постановщиком был маэстро Василий Небольсин, в 1972-м — Фуат Мансуров. На постановку 1972 года был приглашён известный немецкий оперный режиссёр Эрхард Фишер.

Из истории создания

Считается, что в основу сюжета драмы Антонио Гутьерреса, в свою очередь ставшей основой для либретто одноимённой оперы Верди, положены реальные события, развернувшиеся в Испании в XV столетии. И это лишний раз доказывает, что действительность может быть столь же невероятной, что и полёт самой необузданной фантазии художника.

Верди увлекли коллизии испанской кровавой драмы, обнажённость конфликтов, противостояние сильных характеров и несокрушимая воля к победе человеческой личности, не желающей мириться с угнетением. Но от замысла до его воплощения прошло несколько лет: композитора не устроил первый вариант либретто, написанный его верным соратником, поэтом и драматургом Сальваторе Каммарано. Второй вариант либреттисту закончить было не суждено. Из-за его внезапной смерти либретто было дописано молодым поэтом Леоне Бардаре.

Всё это не способствовало наступлению ясности в изложении мрачных событий и логики в хитросплетениях душераздирающих интриг. Либретто слывёт одним из самых запутанных и до конца не разъяснённых в истории оперы. Что является особым камнем преткновения для режиссёров, берущихся за постановку «Трубадура». Как и то, что большинство важнейших событий происходит «за кадром», только в пересказе действующих лиц. Тем не менее многие постановщики прекрасно справляются и с этими трудностями. Но необходимость узнавать события прошлого, которые оживают исключительно в драматически напряжённых рассказах персонажей, является лишь дополнительной причиной для того, чтобы послушать эту оперу в концертном исполнении. 

* Высказывание принадлежит известному русскому музыкальному и литературному критику второй половины XIX столетия Герману Ларошу.

Предлагаем вниманию потенциальных зрителей предпремьерные интервью исполнителей центральных партий.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо