Новости
Рука в руке Сильфида и Пахита
Премьеры
2022-11-30

«Шопениана» и Большое классическое па из балета «Пахита» составили программу одноактных балетов, премьера которой состоится 30 ноября.

Абсолютно различные по духу и букве, они тем не менее не только прекрасно дополняют друг друга, но и способны сосуществовать в тесном логическом единстве. Гран па из «Пахиты», ставшей одним из вершинных достижений русского императорского балета эпохи Петипа, требует виртуозного технического блеска, отточенности каждого движения и бравурного аристократизма исполнения. «Шопениана», не менее знаменитый балет, поставленный уже на заре XX столетия, вполне отражает дух нового времени, являясь великолепным образцом самой тончайшей стилизации – стилизации воздушных романтических балетов, предшествовавших эпохе Петипа. Неслучайно в этой программе она идёт первым номером, олицетворяя собой и предтечу балетов Петипа и того нового, что пришло ему на смену. «Произведение Фокина — завершение стиля, взгляд двадцатого века на тальониевскую эру. «Сильфида» и «Шопениана» — две точки круга. Через столетие круг сомкнулся» (исследователь истории балета Юрий Слонимский).

«Сильфида — крылатая надежда — влетает в освещённый лунным светом романтический сад. Её преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление лёгкости, чего-то неземного, фантастического. В этом танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка», – вспоминал Михаил Фокин, прославленный реформатор академических традиций, одну из самых успешных своих постановок, осуществлённых притом в самом начале его карьеры хореографа в Мариинском театре.

В Большом «Шопениана» впервые «прозвучала» в 1932 году. Затем балет несколько раз возобновлялся. Капитально – в 1958 году. И в течение второй половины столетия никогда надолго не покидал репертуар театра. Тем не менее в этом сезоне он возвращается на сцену после десятилетнего перерыва. Осуществить новую постановку Большой пригласил Наталью Большакову и Вадима Гуляева, в прошлом выдающихся танцовщиков Кировского (Мариинского) театра, а ныне – не менее признанных педагогов, репетиторов и хранителей «духа и буквы» классического и неоклассического наследия.

Без сомнения, испытание нашим – новейшим – временем, столь склонным к всякого рода мелодрамам, «Пахита» выдержала бы с честью. Героиня — барышня аристократического происхождения, похищенная в детстве разбойниками, — кочует с цыганским табором по испанским городам и весям, переживает разные приключения и, в конце концов, обретает родителей и благородного жениха. Но Время как таковое произвело свой отбор, оставив за скобками сюжет и пантомимное его развитие и пощадив только танец.

Это была первая (ещё одна «перекличка» с фокинским балетом!) постановка молодого Мариуса Петипа на русской сцене (1847, Санкт-Петербург), последовавшая через год после премьеры в Парижской опере, где «Пахита» увидела свет рампы стараниями композитора Э.М. Дельдевеза и балетмейстера Ж. Мазилье. Вскоре — опять-таки через год — балет был воспроизведён на сцене московского Большого театра.

В 1881 году в Мариинском театре «Пахиту» давали в бенефис одной из самых любимых балерин Петипа — Екатерины Вазем. Маэстро не только значительно переработал балет, но и добавил в него финальное Гран па (и детскую мазурку) на музыку Минкуса. Это приуроченное к свадьбе главных героев Большое классическое па — вкупе с па де труа из первого акта и уже упомянутой мазуркой — и выжило в XX веке из всего большого, полнометражного спектакля. Гран па — образец развёрнутого ансамбля классического танца, замечательно выстроенного, дающего возможность и блеснуть своей виртуозностью, и азартно «посоревноваться» друг с другом едва ли не всем ведущим солисткам, среди которых той, что исполняет партию самой Пахиты, положено продемонстрировать и вовсе недосягаемый уровень мастерства и балеринской харизмы. Эту хореографическую картину нередко называют парадным портретом труппы, которая действительно должна обладать целой россыпью искромётных дарований, чтобы претендовать на ее исполнение.

Юрий Бурлака познакомился с «Пахитой» ещё в ранней юности — Па де труа из «Пахиты» стало его дебютом в театре «Русский балет», куда он пришёл сразу по окончании хореографического училища. В дальнейшем, когда уже активно занимался изысканиями в области старинной хореографии и балетной музыки, он принял участие в издании клавира сохранившихся музыкальных номеров балета «Пахита» и записи хореографического текста Петипа. Большой получает шедевр Петипа из рук его большого знатока уже второй раз. Изначально Юрий Бурлака поставил Гран па из «Пахиты» в 2008 году – и это была его первая постановка в Большом театре после того, как было объявлено о его назначении на пост художественного руководителя Большого балета. В последний раз оно было показано в 2010-м. Пришло время новой редакции.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо