Новости
Так это делается в Большом: танцемания в любое время года!
Премьеры
2022-07-07

Большой представляет последнюю премьеру уходящего 246-го сезона, точнее, целых три мировых премьеры – одноактных балетов, составляющих одну программу. Это “Made in Bolshoi” («Сделано в Большом») на музыку А. Королёва в постановке Антона Пимонова,  «Времена года» А. Глазунова в постановке Артемия Белякова и «Танцемания» Ю. Красавина в постановке Вячеслава Самодурова. Премьерные показы пройдут 7–10 июля.

Дело не только в том, что надо развиваться, как считает руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев (было бы странно, если бы он считал иначе), дело в том, что, по его глубокому убеждению, являясь одним из ведущих исполнителей классического репертуара в мире, Большой балет обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы максимально реализовывать себя и в современной хореографии. И не только в той, что сама по себе уже стала классикой. Самое интересное для артиста, и это тоже не новость, – непосредственно участвовать в процессе создания опуса, который рождается здесь и сейчас и ориентирован на твой образ. Говоря иными словами, Большому следует не только осваивать новую хореографию, но и заказывать и создавать её.

Премьера этой программы изначально была запланирована на март 2020 года: перенести её заставила пандемия. Но в сентябре 20-го, когда жизнь постепенно начала возвращаться в нормальное русло, Большой балет молниеносно подготовил четыре мировые премьеры и открыл ими новый сезон. На сборе труппы перед началом следующего сезона г-н Вазиев назвал этот случай беспрецедентным и выразил огромную благодарность коллективу, ставшему надеждой на возрождение и моральной опорой для всего балетного мира. Та программа, получившая название «Четыре персонажа в поисках сюжета», свела вместе четырёх, в основном только начинающих набирать обороты хореографов, главным объединяющим признаком которых было то, что все они явились из-за рубежа. Такой экстравагантной «пробой пера» была быстро заменена отложенная программа, которая должна была отличаться большим «запасом прочности», требовала больше времени на осмысление и у которой был (и есть) такой же определяющий признак, только «противоположный»: все хореографы нынешнего проекта – отечественного происхождения. (Ну и ещё все – родом из классической школы балета, что даёт о себе знать, какими бы хореографическими идеями они ни увлекались). В остальном – они очень разные, их даже – с небольшой натяжкой – можно отнести к трём разным поколениям.

Исполнительская карьера Антона Пимонова складывалась в Мариинском театре – с большим уклоном в современный репертуар. Он очень скоро почувствовал вкус к сочинительству, начал ставить за пределами Мариинского театра, затем в Мариинском, участвуя в «мастерских молодых», затем «распространился» и за пределы Санкт-Петербурга. Его довольно быстро заметили, о нём заговорили. Через пять лет после начала у него уже была постановка в Большом театре – в 2018 году в рамках проекта «Пьеса для него». В течение трёх лет он был заместителем худрука Урал Балета Вячеслава Самодурова, в 2021 году возглавил балетную труппу Пермской оперы.

В нынешней программе его балет отличается если не самым интригующим, то уж точно самым «вызывающим» названием: г-н Пимонов, человек со стороны, берётся продемонстрировать знаковый, фирменный стиль Большого, коль скоро на афише рядом с его именем будет стоять “Made in Bolshoi”! Что касается направления хореографической мысли самого г-на Пимонова, то он является приверженцем классики (или неоклассики), большим почитателем и исследователем творчества Джорджа Баланчина. Убеждён, что классический лексикон никогда не устареет и на этом языке можно бесконечно продолжать «писать» всё новые и новые сочинения. Хитросплетением сюжетных линий интересуется немного, будучи и в этом последовательным «баланчинистом»: само сосуществование на сцене мужчины и женщины уже воспринимает как движущую пружину для сюжета. Очень рад, что вводит в обиход Большого театра музыку ещё одного прекрасного петербургского композитора – Анатолия Королева, в которую влюблён и которая, не сомневается, произведёт сильнейшее впечатление на зрителей его балета.

Артемий Беляков – «плоть от плоти» Большого театра, так называемый danseur noble, премьер благородных, «голубых» кровей, прославившийся не только как артист и технический виртуоз, но и как интеллектуал, книгочей и благотворитель. Пользовался всеми возможностями, которые предоставлял Большой своим артистам, желающим попробовать себя в качестве хореографов. Участвовал и в «Dance-платформе» Урал Балета. В 2018 г. Махар Вазиев предложил ему поставить номер для гала-концерта «Ночь в Большом», посвящённого завершению чемпионата мира по футболу. А в рамках нынешней программы «заказал» постановку «Времён года» А. Глазунова. Таким образом, перед молодым хореографом встала дополнительная задача: разделить не им сделанный выбор музыки, вдобавок музыки, «отягощённой» историей: этим «Временам года» на балетной сцене дал жизнь Мариус Иванович Петипа, наградив всеми приличествующими императорскому балету атрибутами. Прослушав эту музыку во множестве различных интерпретаций, г-н Беляков сумел отрешиться от «вакхов и зефиров» и почувствовать в ней такие философские глубины, затрагивающие основы основ мироздания, которые заставили его заодно отрешиться и от первоначального либретто. Новое, отражающее его мысли и чувствования, сочинила для него коллега и жена, первая солистка Большого балета и единственный в труппе кандидат искусствоведения Дарья Хохлова.

Вячеслав Самодуров – фигура на этом проекте самая известная. У него богатое исполнительское прошлое: премьерство в крупнейших балетных компаниях мира – Мариинском театре, Голландском балете и Королевском балете Ковент-Гарден. Он более десяти лет возглавляет балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета (ныне – не без его подачи – лаконично называющегося театром Урал Опера Балет), которую вывел на самые передовые рубежи, для которой (и не только для неё) с завидным постоянством сочиняет новые балеты, как полнометражные, так и одноактные, как с сюжетом, так и без, и с таким же точно постоянством получает за них «Золотые маски». Сам будучи уже признанным мэтром, печётся о своих коллегах – молодых хореографах, для которых – дабы упражнялись в творчестве – открыл в екатеринбургском театре специальную «Dance-платформу», своеобразный фестиваль-смотр хореографических поисков и находок. Постановкой в Большом театре он отметился ещё на заре своей балетмейстерской карьеры – в 2006 году, сочинив номер, показанный узкому кругу зрителей в рамках мастерской молодых хореографов (преемственность, столь важная в балете, и тут, как видим, налицо). Десять лет спустя Большой пригласил его уже на постановку полнометражного балета («Ундина» Хенце). Третьим опусом в самом ближайшем будущем станет «Танцемания».

Г-н Самодуров уверен в том, что в новейшие времена существенно сместился акцент зрительского восприятия: люди приходят на балет не ради созерцания красоты, а за энергетической подпиткой. Таковую он и предполагает обеспечить им новым опусом, заразив зрительный зал, как и занятых в этом балете артистов, «танцеманией». (О том, сколь протяжённа и любопытна предыстория «Танцемании» зритель, заинтересованный в максимальном расширении кругозора, сможет прочитать в премьерном буклете). Благодаря этой постановке в Большом вновь прозвучит музыка замечательного петербургского композитора Юрия Красавина, написавшего её по заказу Большого театра (Вячеслав Самодуров характеризует эту музыку как «высоковольтную» и с большим чувством юмора). Занятное совпадение (если только это не тот самый «частный случай закономерности»): чуть более двадцати лет назад в Большом был поставлен балет по мотивам полотен известного сюрреалиста Рене Магритта – на музыку Красавина, вполне энергетически заряженную и тоже с чувством юмора, и назывался этот балет «Магриттомания»!)
Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо