Новости
Умер Валерий Лагунов
Умер Валерий Лагунов
In memoriam
2023-12-18
На 82-м году жизни скончался заслуженный артист России Валерий Лагунов, артист балета (1962-83) и балетмейстер-репетитор (1996-2023) Большого театра. Большой театр скорбит и выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.

В 2006 году Валерий Лагунов всколыхнул балетную общественность, выпустив книгу «Шипы и розы Большого балета». Тот случай, когда событие никого не оставило равнодушным. Одним из важнейших артистических и человеческих качеств Валерий Степанович всегда полагал предельную искренность. Книга отразила это убеждение в полной мере. Запредельный уровень её бескомпромиссной откровенности был отмечен даже близким другом автора Михаилом Лавровским, написавшим предисловие.

«Шипы и розы» — прекрасное определение не только для карьеры самого Валерия Степановича, но и для его творчества. У юноши были такие уникальные данные, что просто не могли не привлечь к себе пристального внимания. В 1963 году Юрий Григорович создаёт свою редакцию «Спящей красавицы» и включает в каскад танцев героев сказок номер, поставленный специально для Лагунова (и его партнёрши): танец Золушки и Принца Фортюне. И, кажется, ни один рецензент спектакля не удержался от похвалы в адрес Фортюне-Лагунова. В обиход стала входить ставшая со временем канонической характеристика его прыжка — полётный. («Летающий человек» — а вот такую «характеристику» дал ему в своё время хореограф Касьян Голейзовский.)

Но если в дуэте с Золушкой этот юный принц был словно призрак розы, то в танце пастушков в «Щелкунчике» уже показал и свои «шипы». Этот виртуозный танец Французской куклы Григорович тоже ставил на Лагунова, и даже на фоне грандиозного успеха, что выпал на долю спектакля в целом, Пастушок не потерялся и произвёл свой собственный фурор. Казалось бы, этот персонаж с его чисто французским изяществом мог бы стать неким «наброском» к образу главного героя — благородного Щелкунчика-принца. Однако Лагунов, помимо полётного прыжка, сумел наградить Пастушка и некоторой чуть колкой ироничностью, отчего французский фарфор добавил к своему глянцу немалое разнообразие красок.

Но настоящий триумф ожидал артиста в партии Архонта в балете «Икар», поставленном Владимиром Васильевым. Полётность прыжков и благородство манеры стали необходимыми выразительными средствами в создании образа безжалостного деспота, презирающего саму идею стремления человека к полёту. И когда Валерий Лагунов наконец получил партию своей мечты — Графа Альберта в «Жизели», профессиональные зрители разошлись во мнениях: одни склонялись к тому, что перед ними романтик до мозга костей, другие прозревали под окутанной романтическим флёром увлечённостью аристократа деревенской плясуньей тонкий расчёт и ловко пущенный в ход дар обольстителя. Как бы там ни было, все были единодушны в том, что этот Граф — особенный, ни на кого не похожий.

Между тем, за пару лет до этого он великолепно станцевал и партию страшного Станционного мужика в «Анне Карениной» Майи Плисецкой. Был неподражаемым Злым гением («Лебединое озеро»). Великолепным Доном Хуаном в балете «Любовью за любовь» (хореография Веры Боккадоро). Музыку вариации этого героя автор балета, Тихон Хренников, сочинил специально для Валерия Лагунова, первого исполнителя партии.

По завершении карьеры танцовщика Валерий Степанович со всей присущей ему страстностью отдался педагогике, беззаветно и бескомпромиссно.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо