Новости
В честь Арама Хачатуряна
В честь Арама Хачатуряна
In memoriam
2023-05-24
Представление балета «Спартак», которое будет показано 24 мая, Большой театр посвящает памяти народного артиста СССР Арама Хачатуряна. 6 июня (24 мая по старому стилю) отмечается 120 лет со дня его рождения.

Арам Ильич Хачатурян – один из самых титулованных советских композиторов. Он был удостоен четырёх Сталинских премий, Ленинской, Государственной, последовательно получал звания, вплоть до самых высоких – народного артиста Советского Союза и Героя Социалистического труда. Имел массу орденов – и далеко не только советских. Хачатуряна, без преувеличения, знал весь мир. И как бы велико и разнообразно ни было его творческое наследие, всемирное признание ему принесли два из четырёх написанных им балетов: «Гаянэ» и «Спартак». Мелодия Танца с саблями приобрела известность, сравнимую разве что с мелодией Танца маленьких лебедей Чайковского.

Музыку Хачатуряна можно услышать в культовом фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (Адажио из балета «Гаянэ»), «Калигуле» Тинто Брасса (Адажио Спартака и Фригии), «Подручном Хадсакера» братьев Коэн (Танец с саблями) и других картинах.

Символично, что замысел балета «Спартак» Хачатурян начал вынашивать, имея в виду именно Большой театр. «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н.Д. Волковым и балетмейстером И.А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак» (из газетной публикации). Композитор был уверен, что героический образ Спартака может явиться убедительным воплощением воли к победе народа, борющегося с фашистскими захватчиками.

Однако работа над балетом была отложена и продолжилась уже в послевоенные годы. А премьера, в итоге, состоялась в театре им. Кирова (ныне Мариинский) в Ленинграде. Первое прочтение партитуры – в 1956 году – предложил замечательный питерский хореограф Леонид Якобсон.

Большой свою премьеру сыграл два года спустя. И это была как раз постановка Игоря Моисеева, будущего легендарного основателя Ансамбля народного танца. Но Моисеев только положил начало славной истории «Спартака» в главном театре страны. Видимо, этому балету была предначертана неразрывная связь именно с Большим театром. В 1962-м свою версию «Спартака» поставил в Большом Леонид Якобсон. А в 1968-м, 9 апреля, наступила новая эра и в жизни «Спартака», и Большого балета в целом: состоялась премьера спектакля Юрия Григоровича, который был принят с огромным энтузиазмом публики и критики и стал пресловутой визитной карточкой Большого.

Как раз в этом спектакле нашла самое яркое выражение тема вражеского наступления, попрания свободы и яростного сопротивления, которые делали актуальными картины из античной истории. Ничто не было забыто: раны, нанесённые Второй мировой войной, ещё кровоточили. С тех пор «Спартак» Большого побывал во многих странах и до сих пор продюсерские агентства просят включать этот балет в гастрольные программы балетной труппы, а рецензенты непременно отмечают, насколько мощно была воспроизведена партитура Хачатуряна.

2003 год – год столетия со дня рождения композитора был объявлен ЮНЕСКО годом Арама Хачатуряна. В Большом театре состоялся грандиозный концерт, в котором принял участие в том числе и Национальный филармонический оркестр Армении, исполнивший сюиту из балетов «Спартак» и «Гаянэ». Дирижировал маэстро Эдуард Топчян, дирижёр-постановщик оперы «Луиза Миллер», премьера которой в Большом состоится на следующий день после того, как театр отдаст дань памяти Араму Ильичу Хачатуряну.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо