Новости
Балет «Анюта» будет показан в Вологде, на родине Валерия Гаврилина
Балет «Анюта» будет показан в Вологде, на родине Валерия Гаврилина
Гастроли
2024-10-04
Большой театр впервые отправляется на гастроли в Вологду. На сцене Вологодского драматического театра будут показаны три представления балета «Анюта», которыми откроется юбилейный X Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль.

Валерий Гаврилин, один из самых ярких российских композиторов прошлого столетия, родился в Вологде, что является предметом особой гордости для его земляков. Имя Валерия Гаврилина носит Вологодская областная филармония, которая и проводит начиная с 1999 года фестиваль его музыки — при поддержке правительства и департамента культуры и туризма Вологодской области.

Большой привезёт в Вологду «Анюту» — балет на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева. Балет этот очень любим самой широкой публикой. Он обошёл сцены многих российских театров, а начинал свою сценическую жизнь в неаполитанском Сан-Карло. В Большом театре он впервые был поставлен в 1986 году, через несколько месяцев после итальянской премьеры, и с некоторыми перерывами сохранялся в репертуаре до 2016-го. Затем на шесть лет попрощался со зрителями, а в 2022-м пережил капитальное возобновление и с тех пор пополнил свою славную историю яркими дебютами артистов нового поколения театра.

Тур организован при поддержке Росконцерта в рамках проекта «Большие гастроли» (направление «Ведущие театры»).

Временно исполняющий обязанности губернатора Вологодской области Георгий Филимонов:

— Это будет первое за всю историю выступление Большого театра на вологодской земле. Символично, что балет «Анюта» будет показан на родине Валерия Гаврилина как раз в год 85-летия со дня его рождения, который мы широко отмечаем целым комплексом разноплановых мероприятий, в том числе установкой памятника композитору-земляку. 

В представлениях балета, которые состоятся на вологодской сцене 4 (18:00) и 5 (13:00 и 18:00) октября, заняты ведущие артисты труппы. В гастролях участвует оркестр Большого театра. Дирижёр — Павел Сорокин, музыкальный руководитель постановки 2022 года.

Кристина Кретова (4 и 5, 18:00), Мария Виноградова (5, 13:00) — Анюта
Юрий Островский — Пётр Леонтьевич
Вячеслав Лопатин (4 и 5, 18:00), Георгий Гусев (5, 13:00) — Модест Алексеевич
Михаил Лобухин — Артынов
Иван Алексеев (4 и 5, 18:00), Артём Овчаренко (5, 13:00) — Студент
Никита Еликаров — Его сиятельство
Мария Мишина (4 и 5, 18:00), Екатерина Клявлина (5, 13:00) — Девушка

Полностью составы можно посмотреть здесь.

Из истории балета

Литературной основой послужил известнейший чеховский рассказ «Анна на шее». Музыка была сложена из уже написанных ранее композитором сочинений.

Балет изначально ставился для ТВ. Вышедшая на экран в 1982 году, телеверсия встретила редкий для этого жанра успех у зрителей, который вскоре был подкреплён профессиональными наградами. В том же году фильм был удостоен приза «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», а в 1984-м — Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Окрылённый столь горячим приёмом, постановщик решил создать и театральную версию. Для того, чтобы балет «шагнул» с экрана на сцену, была проделана большая дополнительная работа.

Сценическая «полнометражная» версия, которая, конечно же, должна была стать протяжённее своей экранной предшественницы, получила дополнительную музыку, а вместе с ней — и новые сцены, и новых действующих лиц. Например, трёх цыганок, постоянно вмешивающихся в бесконечный бульварный променад вереницы разнообразных персонажей, которым отмечен монотонный строй повседневной жизни маленького провинциального городка, запечатлённого в чеховском рассказе. За эту монотонную повседневность в спектакле отвечает кордебалет, вобравший, однако, в себя эпизодических персонажей, наделённых характерными чертами и отмеченных яркой актерской индивидуальностью. Но в самой полной мере свои актёрские дарования получили возможность проявить исполнители ведущих партий. (На премьере главную героиню танцевала блистательная Екатерина Максимова.)

Чеховская безнадёжная интонация, служащая точным беспощадным аккомпанементом истории о том, как житейская суета и пошлость поражает неокрепшую душу, заставляя живые человеческие чувства приносить в жертву мишурным радостям, будучи «трансформирована» в музыку Гаврилина и хореографию Васильева, смягчилась и приобрела оттенок светлой печали. О том, что авторы — автор либретто Александр Белинский и хореограф-постановщик Владимир Васильев — снисходительны к слабостям главной героини и до известной степени сопереживают ей, говорит само название балета: «Анна на шее» превратилась в «Анюту».

Притом, что образ «Анны на шее» — ордена, который так вожделеет один из главных героев, разумеется, фигурирует в оформлении спектакля. Этот орден, как и затейливые провинциальные интерьеры, и безыскусные среднерусские пейзажи создала Белла Маневич (1922–2002), замечательный художник, работавший и в театре, но преимущественно в кино. К тому моменту, когда Александр Белинский пригласил её в команду постановщиков телебалета, у неё в активе были десятки фильмов, в том числе и всенародно любимых, в том числе и снятых по произведениям Чехова. «Анюта» стала её первым опытом работы над экранным, а затем и перенесённым на сцену балетом.

В 2022 году, когда балет пережил своё второе рождение на сцене Большого театра, автором новой сценической редакции стал Виктор Вольский, опиравшийся, однако, на те сценографические решения и эскизы костюмов, которые в своё время были предложены Беллой Маневич.

Подробная разработка характеров персонажей, их индивидуальный хореографический язык, придуманный Владимиром Васильевым, нашёл адекватное воплощение в простоте, лиризме, стремительности и одновременно глубине музыки. По словам постановщика, самое ценное в музыке Гаврилина — безыскусственность при большом искусстве. Это определение можно целиком и полностью отнести и к хореографическому воплощению этой музыки, точно отразившему её дух и характер.

Из истории фестиваля

За двадцать пять лет своей истории Гаврилинский фестиваль дал вологодской публике уникальную возможность познакомиться со многими всемирно известными исполнителями, среди которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Московский государственный академический камерный хор, Санкт-Петербурская государственная академическая капелла, хор Мариинского театра и др.

В концертах X юбилейного фестиваля прозвучат как произведения Валерия Гаврилина, так и общепризнанные шедевры мировой музыкальной классики, прежде всего сочинения тех композиторов, которых любил и ценил сам Валерий Гаврилин.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо