После восьмилетнего перерыва Большой вновь принимает театр-тёзку – Большой театр Беларуси, который представит московскому зрителю свои недавние премьеры. Это одна из самых известных белорусских опер «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана (25 и 26 октября) и новая постановка балета «Щелкунчик» П. Чайковского (28 и 29 октября).
Большие театры России и Беларуси связывают многолетняя дружба и творческое сотрудничество, самой репрезентативной и масштабной частью которого всегда были обменные гастроли. Первые выступления белорусской труппы на нашей сцене состоялись в 1940 году и регулярно проходили с 1955-го вплоть до настоящего времени. За восемьдесят лет Минск показал не менее шестидесяти спектаклей.
Среди них была и «Дикая охота короля Стаха» (1989) – предмет вполне заслуженной гордости театра и во многих отношениях произведение легендарное. Опера создавалась Владимиром Солтаном для артистов театра и при их активном участии. На премьере имела колоссальный успех, который повторился через год – уже на московской сцене. Далее были Государственная премия Белоруссии, безусловное признание и любовь зрителей – и двадцать два года в репертуаре родного театра!
За интригующим названием оперы – захватывающая история, где есть место мистике и народным преданиям, коварству и романтической любви. Загадочная и таинственная атмосфера, резкие повороты сюжета и неожиданная развязка вполне соответствуют канонам детективного жанра. Сильное музыкальное впечатление производит нарастающее ощущение тревоги. Оно зарождается в жутковатом сумраке дворцовых покоев, затем вдруг проявляется сквозь шум и танцы праздничного бала, и во всю мощь прорывается в теме скачки, которая буквально рисует образ «дикой охоты» – неистово несущихся мистических всадников, сеющих вокруг ужас и смерть. Впрочем, открытый финал оперы допускает разные толкования… Премьера нынешней постановки состоялась в июле 2021 года и стала ярким событием. Спектакль получился зрелищным и эффектным, однако за внешней красочностью способным обнаружить и более глубокие слои. По словам режиссера-постановщика Анны Моторной, эта история «пытается разбудить буквально каждую струну человеческой души, и одновременно заставляет задуматься об очень серьезных вопросах: природе добра и зла, о правде и лжи». Главные партии в спектакле исполняют ведущие артисты театра, и среди них – выпускники нашей Молодёжной оперной программы Марта Данусевич (Надежда Яновская) и Тарас Присяжнюк (Андрей Светилович).
Чудесная рождественская сказка, балет «Щелкунчик» привлекает зрителей любых возрастов и в Минске абсолютно точно любим не менее, чем у нас в Москве. Если заглянуть в афишу театра, можно найти не один, а целых два спектакля с этим названием! Ровно два года назад художественный руководитель театра, востребованный в Беларуси и на мировой сцене хореограф Валентин Елизарьев (авторитетное международное жюри премии «Бенуа де ла данс» признало его лучшим хореографом 1996 года – за постановку балета «Страсти» А. Мдивани) предложил новую редакцию своей постановки 1982 года. К премьере были восстановлены декорации выдающегося сценографа Евгения Лысика, заново сделаны костюмы. И заиграв свежими красками, обновлённый «Щелкунчик» стал настоящим праздником для поклонников балета.
Гастроли Большого в Мариинском продолжают пять показов «Драгоценностей» — одного из самых известных балетов Джорджа Баланчина. Он знаменит настолько, что несколько лет назад удостоился даже празднования собственного юбилея. И поскольку состоит из трёх самостоятельных частей, главной находкой торжества, как раз и призванной продемонстрировать его всемирную популярность, стало объединение в один вечер трёх балетных компаний, каждой из которых досталась своя часть. С подобной же целью на сей раз отправились в Санкт-Петербург и московские «Драгоценности»: на каждом представлении разные части будут танцевать артисты Большого и Мариинского театров, главные хранители традиций русского балета, плотью от плоти которого был и выдающийся американский хореограф Джордж Баланчин.