Театр вернул в репертуар балет «Спящая красавица», а музей театра возобновил выставку, которой в прошлом году отметил 125-летнюю годовщину со дня первой постановки этого балета на сцене Большого. Выставка в Экспозиционном фойе исторического здания носит виртуальный характер: бесконечной вереницей идут на установленных экранах сменяющие друг друга фотографии сцен из спектаклей, эскизов костюмов и декораций.
До недавнего времени восемь — а теперь уже и девять — постановок выдержал в Большом балет «Спящая красавица». Первая постановка (1899, затем возобновлена в 1904) стала событием ещё и потому, что в Большом театре впервые в качестве балетмейстера-постановщика выступил Александр Горский, будущий глава балетной труппы и прославленный реформатор московского балета.
Вслед за ним великолепный спектакль Петипа воспроизвёл Василий Тихомиров (1924). В 1936-м и 1952-м «Спящую красавицу» заново поставил Асаф Мессерер, сначала вместе с Александром Чекрыгиным и Борисом Мордвиновым, затем — с Михаилом Габовичем. В этих постановках повышенное внимание уделялось образу злой Феи Карабос, ставшей куда более зловещей по сравнению с оригинальной версией и выраставшей до высот абсолютного зла, кроме того, были переиначены и танцы, за излишнюю техническую сложность которых постановщики даже получали некоторые упрёки от рецензентов.
Следующие постановки — в 1963, 1973 и 2011 годах — были осуществлены Юрием Григоровичем, вновь обратившим свой взор в сторону первоисточника. Пышная постановка «Спящей красавицы» 2011 года, осуществлённая маэстро Григоровичем в содружестве с Эцио Фриджерио (художник-постановщик) и Франкой Скуарчапино (художник по костюмам), ознаменовала возвращение Большого балета на Историческую сцену, открывшуюся после длительной реконструкции.
За долгую историю в Большом этого балета в заглавной партии выступали Любовь Рославлева, Аделина Джури, Вера Каралли, Марина Семёнова, Ольга Лепешинская. Суламифь Мессерер, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Нина Сорокина, Людмила Семеняка, Алла Михальченко, Нина Ананиашвили, Галина Степаненко, Надежда Грачёва, Анна Антоничева, Светлана Захарова, Нина Капцова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова… В партии Принца Дезире — Михаил Мордкин, Леонид Жуков, Владимир Преображенский, Василий Тихомиров, Михаил Габович (старший), Алексей Ермолаев, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Сергей Филин, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, Дэвид Холберг, Руслан Скворцов, Артём Овчаренко, Денис Родькин, Артемий Беляков…
7 сентября начала свою историю девятая постановка, перед которой, несомненно, также распахнут в своё время двери выставочных залов.
Выставка работает до 27 октября.
Двумя выставками отмечает музей Большого театра две юбилейные даты. 7 июля исполнилось 85 лет со дня рождения народной артистки СССР Елены Образцовой, 22 сентября исполнится 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Алексея Иванова. Первая развёрнута в Хоровом фойе исторического здания, вторая — на Новой сцене.
Музыкальный театр любит не только Пушкина, но и Шекспира. Большой – не исключение. 4 июля состоялась мировая премьера балета «Буря», который стал ещё одним приобретением в обширной шекспириане Большого. А в преддверии премьеры наш музей решил напомнить, из каких названий она складывалась.
Большой и разнообразной выставкой отмечает музей Большого театра 225-летнюю годовщину со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (родился 26 мая по ст. стилю, 6 июня по новому в 1799 году). В Экспозиционном и Хоровом фойе представлены афиши, эскизы декораций, костюмов (копии), сами костюмы, а также фотографии сцен из оперных и балетных спектаклей, поставленных на сюжеты пушкинских сочинений на сцене Большого театра. Среди них: оперные — «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Русалка» и др.; балетные — «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Медный всадник», «Онегин», две «Пиковые дамы» и др. Работа выставки продлится до конца нынешнего театрального сезона.