Новости
Перечитывая Пушкина
Перечитывая Пушкина
Выставки
2024-05-22

Большой и разнообразной выставкой отмечает музей Большого театра 225-летнюю годовщину со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (родился 26 мая по ст. стилю, 6 июня по новому в 1799 году). В Экспозиционном и Хоровом фойе представлены афиши, эскизы декораций, костюмов (копии), сами костюмы, а также фотографии сцен из оперных и балетных спектаклей, поставленных на сюжеты пушкинских сочинений на сцене Большого театра. Среди них: оперные — «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Русалка» и др.; балетные — «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Медный всадник», «Онегин», две «Пиковые дамы» и др. Работа выставки продлится до конца нынешнего театрального сезона.

Поэт не понаслышке был знаком и с оперой, и с балетом, но, хотя музыкальный театр обратился к его творчеству ещё при его жизни, даже прекрасно зная себе цену, он, наверное, всё-таки удивился бы тому масштабу, который приняло «освоение» его наследия и оперой, и балетом.

Пушкинский гений стал импульсом к созданию трёх самых знаменитых во всём мире русских опер — «Евгения Онегина», «Пиковой дамы» П. Чайковского и «Бориса Годунова» М. Мусоргского. Что касается первых двух в этом списке, они оказались востребованы и хореографами — и в качестве балетных спектаклей также приобрели международную известность. Одним из самых знаменитых балетов XX столетия стал «Онегин» Джона Крэнко, в течение долгого времени украшавший и репертуар Большого театра. (А в XXI-м Джон Ноймайер предложил своё куда более радикальное прочтение романа: балет под названием «Татьяна» шёл не только в руководимом хореографом Гамбургском балете, но и в Москве, в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Ролан Пети дважды ставил балет на сюжет «Пиковой дамы», второй раз — в Большом (2001). Последней премьерой уходящего 2023 года в Большом театре была «Пиковая дама» в интерпретации Юрия Посохова, некогда блистательного танцовщика Большого балета, а ныне широко известного хореографа.

Оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки Большой открывал своё историческое здание по завершении его длительной реконструкции. К тому времени «оперный» «Евгений Онегин», также поставленный Дмитрием Черняковым, но несколькими годами ранее, уже объехал чуть ли не полмира и везде был принят «с распростёртыми объятиями». К так называемому золотому фонду Большого принадлежат поставленные в середине прошлого века спектакли «большого стиля»: «Борис Годунов» и «Пиковая дама», и тот, и другой ставшие творческими вершинами прославленных художников Фёдора Федоровского и Владимира Дмитриева (соответственно).

Музыкальный театр приметил Пушкина ещё на заре его «туманной юности»: в 1821-м, всего через год после опубликования поэмы «Руслан и Людмила», её герои уже вышли на сцену. И это был балет (до выхода в свет оперы Глинки оставалось чуть больше двадцати лет) — и поставлен он был на сцене Большого театра преданным служителем его, танцовщиком и главным балетмейстером, руководителем московской балетной школы Адамом Глушковским. Балет на музыку Ф. Шольца именовался «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Показы его сопровождались пояснительными титрами, такими, например: «Страшись, Черномор! Руслан приближается!» Эта постановка стала не только первым сценическим воплощением поэмы, но и вообще первым спектаклем, созданным по произведению Пушкина. Однако опальный поэт отбывал в то время свою первую, южную, ссылку, поэтому имени его на афише не значилось, а было написано, что «сюжет взят из известной национальной русской сказки: Руслан и Людмила с некоторыми прибавлениями».

В 1825 году юношеская поэма Пушкина послужила также сюжетом для волшебной комедии в стихах «Финн» (музыка Катерино Кавоса, либретто князя Александра Шаховского). 

Третьим «пушкинским» спектаклем в Большом опять-таки стал балет. В 1827 году Катерино Кавос сочинил романтическую трилогию в пяти действиях, в стихах, с пением, хорами, разными танцами и мелодрамами «Керим-гирей, крымский хан» по поэме «Бахчисарайский фонтан» и пантомимный балет в четырёх действиях «Кавказский пленник, или Тень невесты», правда, перенёс действие «Пленника» во времена войны славянского князя Бранислава с черкесами. В 1831 году А. Глушковский ставит балет «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» по одноимённому стихотворению поэта.

Знаменитая опера «Руслан и Людмила» создавалась М. Глинкой в 1837-42 годах. Изначально над либретто собирался работать сам Александр Сергеевич, однако этому не суждено было сбыться… Премьеру в Большом театре сыграли в 1846-м, а затем было ещё одиннадцать постановок, оформляли которые выдающиеся театральные художники — Карл Вальц, Александр Головин и Константин Коровин, Валентина Ходасевич, Владимир Дмитриев, Иосиф Сумбаташвили и др.

В 1839 году был поставлен водевиль Павла Щепина и Ивана Рупина по одной из повестей цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — «Барышня-крестьянка».

В 1859 году состоялась премьера оперы «Русалка» А. Даргомыжского по одноимённой стихотворной драме. Девять постановок сменяли друг друга на сцене Большого вплоть до 2000 года. Даргомыжский же сочинил лирическую оперу-балет «Торжество вакха» по юношескому стихотворению Пушкина (1867). В 1866-м показали оперу «Мазепа» Б.-А. Фитингофа-Шель, а в 1884-м (мировая премьера) зрители увидели одноимённую оперу П. Чайковского. Обе созданы на сюжет поэмы «Полтава», но если первая продержалась в репертуаре недолго, то второй была уготована счастливая сценическая судьба (последняя постановка осуществлена в Большом в 2021 году).

В 1881-м в Большом состоялась премьера на императорской сцене оперы «Евгений Онегин».

В 1882 году увидела свет рампы опера «Граф Нулин» Г. Лишина, в 1893-м исполнена опера С. Рахманинова «Алеко» по поэме «Цыганы», в 1895-м — «Дубровский» Э. Направника, в 1901 году — «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Пир во время чумы» Ц. Кюи, в 1906-м — «Скупой рыцарь» С. Рахманинова и «Каменный гость» А. Даргомыжского, в 1909 году — «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова и «Кавказский пленник» Ц. Кюи, в 1913-м — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

Продолжали отдавать дань творчеству Пушкина и балетмейстеры: в 1903 году А. Горский и К. Коровин создали балет «Золотая рыбка» на музыку Л. Минкуса. В 1905 году состоялась московская премьера балета «Волшебное зеркало» А. Корещенко, который в Большом был поставлен А. Горским. В основу либретто (Петипа) были положены сказки Пушкина и братьев Гримм.

Ростислав Захаров ставит в Большом балеты Б. Асафьева: в 1936-м — «Бахчисарайский фонтан», в 1938-м — «Кавказский пленник», в 1946-м — «Барышню-крестьянку», а в 1949 году «Медный всадник» Р. Глиэра.

Современное хореографическое прочтение Пушкина началось в 1971 году: Александр Дементьев поставил «Русскую сказку» М. Чулаки по мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде». В 73-м балетмейстер французского происхождения Вера Боккадоро поставила спектакль «Моцарт и Сальери» (музыка В.А. Моцарта и А. Сальери). В 1999 году состоялась премьера ещё одного балета на сюжет «Сказки о попе и работнике его Балде» — в постановке Владимира Васильева (на музыку Д. Шостаковича). Опус — под кратким, энергичным названием «Балда» — входил в программу вечера одноактных балетов по произведениям поэта, которым Большой отметил 200-летний юбилей Александра Сергеевича. Компанию «Балде» составляла «Бессонница» С. Жукова в постановке Александра Петухова (либретто основывалось на «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы»). Далее — см. выше — на сцене появились «Онегин» и «Пиковые дамы».

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо