Новости
Страницы из их жизней
Выставки
2023-01-21

С 21 января выставочное пространство исторического здания Большого театра отдано двум знаковым фигурам мирового оперного искусства, двум выдающимся басам – легендарному Фёдору Шаляпину, чья жизнь в начале XX столетия была тесно связана с Большим театром, и родившемуся в год его смерти Евгению Нестеренко, символически и буквально ставшему продолжателем традиций, заложенных великим предшественником, и, подобно Шаляпину, выступавшему на сцене и Большого, и Мариинского театра, прославившемуся за рубежом, но более четверти XX века носившего «звание» солиста оперной труппы Большого театра.
Обе выставки приурочены к юбилейным датам: экспозиция в честь 150-летия со дня рождения Фёдора Шаляпина (13.02.1873–12.04. 1938) развёрнута в Хоровом зале, в честь 85-летия со дня рождения Евгения Нестеренко (8.01.1938–20.03.2021) – в Экспозиционном фойе. (NB! вторая завершила свою работу 16 марта).

Шаляпина, с оглушительным успехом выступавшего в спектаклях частной антрепризы Саввы Мамонтова, переманил на императорскую сцену Владимир Теляковский, на тот момент ещё начинающий театральный чиновник, со стажем чуть более года. Теляковскому предстояло стать крупным организатором театрального дела, возглавить Дирекцию императорских театров, но эту «акцию» он считал до конца дней одним из важнейших своих завоеваний. Триумфальное возвращение Шаляпина на «казённую» сцену (до частной оперы он некоторое время выступал в Мариинском театре) состоялось в Большом театре, находившемся под юрисдикцией непосредственно у Теляковского, который осваивал новую профессию в должности управляющего московской конторой Дирекции (императорских театров). Несмотря на все трудности, связанные с «проблемным» характером певца, Теляковский понимал, что его вклад буквально во все составляющие подготовки спектакля (Шаляпина занимали декорации, костюмы, грим, режиссура, психологическая нюансировка роли) трудно переоценить. Шаляпин это прекрасно знал.

«Было ясно, что этот человек понимает, любит искусство и готов рыцарски служить ему. Я как-то сразу начал говорить ему о моих мечтах, о том, какой хотел бы я видеть оперу. И эти разговоры кончились тем, что он предложил мне подписать контракт с казённым театром. Мой контракт в частной опере кончался, мне было приятно, что я снова начну служить в императорских театрах, которые дают несравненно более возможностей для широкой работы, для правильной постановки опер. К тому же Теляковский сказал:
– Вот мы все и будем постепенно делать так, как вы найдёте нужным!»
Ф. Шаляпин, из книги «Страницы из моей жизни»

Дебютировав в новом качестве в опере «Фауст» Ш. Гуно, Шаляпин стремительно освоил весь басовый репертуар, который мог предоставить ему Большой. Пел в самых известных операх: к вершинным его достижениям относятся партии – Бориса Годунова, Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Сусанина («Жизнь за царя»), Ивана Грозного («Псковитянка»), Дона Базилио («Севильский цирюльник») и др. Участвовал в мировых премьерах – оперы «Ледяной дом» А. Корещенко (1900, партия Бирона), «Анджело» (1901, вторая редакция, Анафеста Галеофа) и «Пир во время чумы» Ц. Кюи (1901, Священник), «Добрыня Никитич» А. Гречанинова (1903, Добрыня Никитич). Дважды выступил в качестве режиссёра: на постановке опер «Дон Кихот» Ж. Массне (совместно с В. П. Шкафером, 1910) и «Хованщина» М. Мусоргского (1912). Был непревзойдённым исполнителем заглавной партии в первой и партии Досифея – во второй.

На выставке, которая будет работать до 17 апреля, представлены фото артиста на сцене и в жизни, эскизы костюмов, копии раритетных афиш.

Успешный выпускник Ленинградского инженерно-строительного института всё-таки не смог противиться своему призванию и окончил Ленинградскую консерваторию, после чего уверенно начал певческую карьеру в Малом оперном (ныне Михайловский) и Кировском (ныне Мариинский) театрах в Ленинграде, но вскоре вернулся в родной город – Москву, где ожидало его блестящее будущее на подмостках ставшего ему также родным Большого театра. Репертуарный охват он демонстрировал поистине шаляпинский, так же взыскательно относился к артистической интерпретации характеров и так же взыскательно – к выпуклой подаче характерных черт персонажей посредством грима. Одним из главных композиторов его жизни был Мусоргский. Но помимо Досифея и Бориса Годунова в число его коронных партий входили и Мефистоль («Фауст»), и Гремин («Евгений Онегин»), Иван Сусанин и Филипп («Дон Карлос»)… Последний его дебют состоялся в Большом уже в новейшие времена – в самом начале XXI столетия: он спел Захарию в «Набукко».

Призвание оказалось не единственным, хотя второе было тесно связано с первым: преподавание. Евгений Нестеренко был заинтересованным и талантливым педагогом. «Секретами» профессии делился охотно, передавая свой опыт «напрямую», в студенческих аудиториях, и в «письменной форме». Его перу принадлежат, в частности, книги «Мой метод работы с певцами» и «Размышления о профессии». Свой метод Евгений Евгеньевич успешно применял и в рамках Молодёжной оперной программы Большого театра – в качестве педагога состоялось его возвращение в Большой театр в 2009 году.

Эта экспозиция завершила свою работу 16 марта.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо