Новости
Золотые имена Большого: Захаров, Леонова, Кондратьева
Выставки
2022-09-14
Сразу три выставки открыл Большой в день открытия нового театрального сезона: к 115-летней годовщине со дня рождения Ростислава Захарова, к 70-летию творческой деятельности Марины Кондратьевой и к столетию со дня рождения Киры Леоновой.

Хоровое фойе исторического здания знакомит наших зрителей с творчеством известного советского хореографа народного артиста СССР Ростислава Захарова (7.09.1907 – 15.01.1984), постановщика до сих пор идущего на сценах российских театров балета «Бахчисарайский фонтан» (в котором одну из своих коронных ролей исполнила легендарная Галина Уланова). Этот балет в Большой был перенесён из театра им. Кирова (ныне Мариинский). А вот «Золушка» в постановке Захарова увидела свет рампы именно в Большом. Это была первая постановка балета Прокофьева, которому было суждено стать одним из самых знаменитых и любимых публикой в XX столетии, – и первая театральная постановка в послевоенной Москве (премьера состоялась 21 ноября 1945 года). Захаров надолго связал свою жизнь с Большим театром: в 1936-56 годах он выступал в качестве штатного балетмейстера и оперного режиссёра, в период с 1936-го по 1939-й руководил балетной труппой. И методично переводил на язык балета (драмбалета) отечественную и мировую классику: бальзаковские «Утраченные иллюзии», «Кавказского пленника», «Барышню-крестьянку» и «Медного всадника» Пушкина, «Тараса Бульбу» Гоголя… Эти балеты не пережили своё время, хотя неувядаемый Гопак из балета «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого до сих производит сокрушительное впечатление на посетителей балетных концертов. Так же, как и Джига, и Танец с гитарами, которыми Захаров обогатил свою постановку балета «Дон Кихот».

Вошёл Захаров и в историю кинематографа, поставив по приглашению Сергея Эйзенштейна пляску опричников в исполнении артистов Большого театра. И хотя многие сцены так и остались за кадром, тех, что осталось, вполне достаточно, чтобы запомниться надолго. А свою «Золушку» (под названием «Хрустальный башмачок») он экранизировал в содружестве со знаменитым сказочником советского кино Александром Роу. В заглавной роли – одной из лучших в её репертуаре – была занята Раиса Стручкова.

На выставке, которая будет работать до 8 ноября, представлены фотографии сцен из спектаклей, эскизы декораций, костюмов, костюмы, афиши к ряду постановок мастера, среди которых балеты «Бахчисарайский фонтан» (1936) и «Кавказский пленник» (1946) Б. Асафьева, «Золушка» С. Прокофьева (1945), «Медный всадник» Р. Глиэра (1949), оперы «Вильгельм Телль» (1942) и «Севильский цирюльник Дж. Россини» (1944), «Руслан и Людмила» М. Глинки (1948), «Кармен» Ж. Бизе (1953)…

Экспозиционное фойе предлагает вспомнить страницы творческой биографии замечательной балерины и прославленного педагога народной артистки СССР Марины Кондратьевой, семьдесят лет назад принятой на службу в Большой театр. В ноябре Большой посвятит этому событию представление балета «Жизель» А. Адана – одного из самых её любимых и занимающих особое место в её судьбе. Одна из выдающихся Жизелей Большого театра 1960-х годов, она производила неизгладимое впечатление на зрителей. Экспозицию составили фотографии артистки в её лучших партиях. Кроме Жизели, это Катерина в «Каменном цветке» С. Прокофьева – Ю. Григоровича, Золушка, Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – Л. Лавровского, Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского – М. Петипа) и многие другие.

«Мне всегда был симпатичен и близок её талант. Мы в очередь с ней танцевали якобсоновского «Шурале». И я с удовольствием припоминаю, как поразила она меня своей лёгкостью и невесомостью – теми качествами, которые так редки на балетной сцене. Марина была лирична и музыкальна, к тому же очень технична. В моей «Анне Карениной» Кондратьева была второй Анной. И вновь её прекрасные достоинства сложились в убедительный и индивидуальный образ. Она решала толстовскую героиню по-своему, не следуя моему видению. Глядя сегодня на её учениц, я с убеждением констатирую, что Кондратьева – превосходный педагог. Всех её питомиц отличают артистический вкус и превосходная школа. Я вижу, что с ними работает Мастер. Мастер с большой буквы», – так откликнулась на 75-летие Марины Кондратьевой в праздничном буклете Майя Плисецкая. Фотографии Кондратьевой в партии Анны также представлены на этой выставке. Как и экспозиция, посвящённая Р. Захарову, она завершит свою работу 8 ноября.

Выставка на Новой сцене отмечает столетие со дня рождения народной артистки РСФСР Киры Леоновой (19.07.1922 – 25.08.1999). Эффектная красавица, обладательница великолепного, «обволакивающего», как его однажды назвали, голоса, она была особенно любима за невероятную лучезарность и своего таланта, и своей натуры. «Возвышенная, тёплая, красивая, удивительно обаятельная – такова она, моя любимая партнёрша», – так говорил Зураб Анджапаридзе, а вот так Наталия Шпиллер: «Очень красивая, грациозная, прекрасно владеющая сценическим движением и, главное, с особым, поэтическим тембром бархатного меццо-сопрано…» И слова таких замечательных певцов, безусловно, дорогого стоят.

Расцвет её карьеры пришёлся на 1950-70-е годы, то есть на тот период, когда на оперной сцене Большого блистали ярчайшие таланты. Но и Леонова сумела среди них не затеряться. Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского), Весна-Красна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе)… Она спела практически все ведущие партии, предназначенные для меццо-сопрано, которые мог предложить ей в те годы репертуар Большого театра. И помимо выступления в «главных» операх, охотно и смело осваивала репертуар современный  – оперу «Война и мир» С. Прокофьева, в которой спела Княжну Марью, Элен Безухову и Соню, или «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (партия Гермии).

Закончив исполнительскую деятельность, Кира Леонова некоторое время (1977-81) была заведующей оперной труппой. Артистическая биография Киры Леоновой, как и Марины Кондратьевой, проиллюстрирована фотографиями сцен из спектаклей с участием певицы. Это «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Вертер» и многие другие. Выставка продлится до 11 ноября.

Другие новости

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Хорошо