В 1941 году Владимир Кудряшов окончил Хореографическое училище при Большом театре (ныне Московская государственная академия хореографии) и был принят в балетную труппу Большого. Датой зачисления значится 18 сентября 1941 года. Молодой артист связал свою судьбу с Большим в невероятно сложное, тяжёлое и буквально наполненное дыханием истории время.
16 октября 1941 года он стал пассажиром поезда, увозившего в эвакуацию в Куйбышев (ныне Самара) артистов Большого театра. Вместе с коллективом Большого уезжали также Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян. Спустя десятилетия Владимир Владимирович мог поделиться своими наблюдениями за великими в те проведённые бок о бок шесть дней, что поезд следовал к месту назначения. («Я сначала даже не поверил, что оказался вот так вот — рядом с ними», буквально рядом, в одном вагоне!) Даже тогда, будучи практически мальчишкой, он сознавал, что и эти «мимолётности» (близко подходить особо не решался) должны храниться в копилке его памяти — и для него самого, и для истории.
Уже через десять дней после приезда начались репетиции. Вот так и получилось, что первые выходы на сцену в ранге артиста Большого театра у него состоялись во Дворце культуры им. Куйбышева. За неделю он бывал занят в спектаклях два-три раза — и так на протяжении двадцати двух месяцев, что продолжалась эвакуация. («А в остальные вечера, когда было холодно, стоял в гардеробе, принимал пальто. Потому что не хватало гардеробщиков. И мы, молодые артисты, помогали. Куйбышев в это время фактически стал запасной столицей страны. Сюда были эвакуированы члены правительства, иностранные посольства, промышленные предприятия, редакции центральных газет. И все стремились побывать на спектаклях Большого театра. Поэтому мы принимали в гардероб и меховые шубы, и поношенные пальто, и много-много шинелей. Потому что на каждом спектакле были военные».)
В Куйбышеве в эвакуации находился в то время с матерью четырнадцатилетний Эльдар Рязанов, впоследствии познакомившийся с нашим юбиляром и делившийся с ним своими воспоминаниями о спектаклях Большого театра, на которые попадал, записываясь в очередь на билеты не позже пяти утра.
Владимир Владимирович не припоминает никаких особых тягот жизни театра в Куйбышеве. «Самое тяжёлое, что я вспоминаю, — это зимняя дорога в театр и обратно. Минус сорок, обжигающий ветер, метель. И вот мы, после спектакля, и молодые, и пожилые, держась друг за друга, чтобы не упасть, бредём из последних сил. А путь неблизкий — летом в хорошую погоду идти минут сорок. А тут темно, абсолютно ничего не видно. Оступишься — и ногу можешь сломать».
Свободное время молодые артисты проводили в Куйбышевском драматическом театре (ныне Самарский академический театр драмы имени М. Горького), летом ходили на Волгу. Старался Володя Кудряшов по возможности не пропускать и репетиций Седьмой симфонии Шостаковича, как известно, впервые исполненной оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда, тогдашнего главного дирижёра Большого, именно в Куйбышеве.
(«Я бывал на репетициях этой симфонии. Это был январь-февраль 1942 года. Мы тихо присаживались в последнем ряду партера и смотрели, как в оркестровой яме шла репетиция. Нас не выгоняли».) 5 марта 1942 года последовало ещё одно историческое событие в жизни молодого артиста: он стал одним из слушателей, посетивших премьеру. («Нам сказали: пройти будет можно, но только на галёрку. Зал был забит. Много было известных людей, представителей правительства, дипломатов, военных, деятелей культуры. Я их видел в антракте, когда мы гуляли в перерыве по фойе. <...> Седьмая симфония была во втором отделении. Успех был огромный. Все встали. Зал бурно аплодировал. Мы понимали, что стали свидетелями чего-то очень грандиозного. Шостакович сидел в первых рядах где-то в середине. Он привстал, повернулся, снял очки и руками начал что-то неловкое и протестующее изображать, чем вызвал ещё более сильный шквал аплодисментов. Его заставили подняться на сцену. Трудно передать словами моё впечатление по истечении многих десятилетий, но тогда я понял, что такое настоящий успех».)
В Куйбышеве случилась также встреча с легендарным Алексеем Маресьевым, который находился в госпитале для раненых с ампутированными конечностями и в то время передвигался ещё на костылях. Кудряшов дважды видел его на репетициях, в которых участвовал. По воспоминаниям самого лётчика, именно артисты балета Большого театра посоветовали ему, как наладить нормальную ходьбу на протезах: надо научиться сначала на них танцевать. Помимо выступлений на основной площадке — во Дворце культуры, артисты Большого давали много шефских концертов для раненых. В том числе и Владимир Кудряшов, в том числе и в том госпитале, где лежал Алексей Маресьев.
13 июля 1943 года Большой отправился в обратный путь — домой, в Москву. («Нас провожали артисты драмы, провожали новые друзья, просто зрители. И они плакали, и мы. На двух пароходах нас повезли по Волге. Семь суток до речного вокзала в Химках. Подходим, огромная толпа встречает, крики: «С возвращением великого театра в столицу нашей родины!»)
Главным историческим событием в жизни Владимира Кудряшова стало выступление у стен поверженного рейхстага, состоявшееся 3 мая 1945 года. («Накануне меня вызвали к начальству, и заведующий балетной труппой Сергей Владимирович Шашкин говорит: «Завтра шефская бригада отправляется в Берлин, вас включили в состав бригады, дело очень ответственное». На самолёте в Берлин летели Марк Бернес, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, актеры Петр Алейников и Сергей Филиппов. Из Большого — бас Максим Михайлов и одна балетная пара — я с Сусанной Звягиной. Принимали нас очень тепло. <…> <Танцевали > «Русский танец». Метрах в тридцати от Рейхстага свели два грузовика кузов к кузову с открытыми бортами, постелили ковры. Солдат и офицеров было даже не сотни, а тысячи. После концерта командующий восьмой гвардейской армии, которая заставила капитулировать берлинский гарнизон, генерал-полковник Василий Иванович Чуйков жал нам руки и даже памятную медаль за взятие Берлина вручил».)
В репертуаре Владимира Кудряшова, вернувшегося на историческую сцену Большого театра 1 сентября 1943 года, — тридцать одна партия. Его дарование, которое он демонстрировал и в балетных, и в оперных спектаклях, раскрылось в народно-сценическом танце. Он замечательно танцевал испанский, русский, венгерский танцы, мазурку, краковяк, басков в «Пламени Парижа», тарантеллу в «Мирандолине», чардаш в «Коппелии»…
Судьба подарила ему шанс (и не один!) навеки запечатлеть своё искусство. На этих съёмочных площадках тоже творилась История. 1945 год — Кудряшов занят в Пляске опричников в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. Идейный смысл этой картины, её судьба и фатальное значение, которое она сыграла в судьбе самого режиссёра, стали предметом отдельного пристального интереса и изучения. 1954 год — Кудряшов исполняет партию Бенволио в нашумевшей экранизации балета Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» (премия Каннского фестиваля «за лучший музыкальный фильм»). 1961 год — на экраны выходит «Хрустальный башмачок», знаменитая экранизация Александра Роу балета «Золушка» в постановке Ростислава Захарова, Кудряшов исполняет в этом фильме-балете Андалузский танец. Завершающим в его кинокарьере стал ещё один шедевр кинематографа советских времён — невероятно популярный фильм «Человек-амфибия», в этой картине Владимир Кудряшов исполняет танец в сцене «Праздник у Чёрных скал».
5 марта нынешнего года Владимир Кудряшов отметил 57-ю годовщину свадьбы. Самой судьбоносной личной встречей стало знакомство с Любовью — Любовью Петровной Кудряшовой, которая от всей души разделила наши поздравления со своим дорогим юбиляром.
(Использованы материалы интервью, данного В.Кудряшовым самарскому журналисту В.Добрусину.)
Представление оперы «Черевички», которое состоится 14 мая, Большой посвящает юбилею режиссёра-постановщика Камерной сцены заслуженного деятеля искусств России Ольги Ивановой.
Объявлены лауреаты специальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В их число вошли солистка оперной труппы Большого театра народная артистка СССР Тамара Синявская, солистка балетной труппы народная артистка РСФСР Наталия Касаткина и солист балетной труппы народный артист СССР Вячеслав Гордеев.
Завершившийся пятый сезон проекта телеканала «Россия-Культура» принёс лавры победителя артисту балетной труппы Большого театра Даниилу Потапцеву объявленному авторитетным жюри «Открытием года».