В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете "Золушка".
В антракте.
В антракте.
В заглавной партии в балете «Золушка».
В заглавной партии в балете «Золушка».

						

Biography

"Стручкова в роли Джульетты не вызывала воспоминаний об Улановой. И это самая большая похвала, которая только может быть. Она балерина, обладающая редким даром пластического "красноречия", умеющая придать одному и тому же арабеску пять различных оттенков значения. Трудно уловить, как она этого добивается, но совершенно очевидно, что эти нюансы необходимы для создания общего эффекта. А если выразить впечатление от ее танца одним словом, это будет звучать так: она Джульетта."

Из статьи "Триумф Стручковой", посвященной ее выступлению в коронной партии Золушки: "Это был - без всяких специальных усилий с ее стороны - великий вечер Стручковой в Лондоне." 
                                                                                                                                             
Из английской прессы

Родилась 5 октября 1925 г. в Москве. В 1944 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, была принята в балетную труппу Большого театра. Великолепный - во всех смыслах - дуэт составляла со своим мужем, танцовщиком Большого театра Александром Лапаури, поставившим для нее несколько балетов.
В 1978 г. завершила свою артистическую карьеру и стала педагогом-репетитором Большого театра.
С 1962 г. преподает методику классического танца на кафедре хореографии (с 1978 г. - профессор, с 95-го г. художественный руководитель кафедры) Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1981 г., со дня основания, по 95-й г. была главным редактором журнала "Балет" (до 1991 г. назывался "Советский балет").
Была педагогом-репетитором Екатерины Максимовой, Марины Леоновой, Аллы Михальченко.
В настоящее время под ее руководством репетируют Нина Ананиашвили, Галина Степаненко, Анастасия Яценко, Анастасия Горячева, Эрика Лузина, Наталья Маландина, Светлана Уварова.

Основной репертуар

Весна
("Золушка" С. Прокофьева в постановке Р. Захарова, 1945 г. )
Лиза ("Тщетная предосторожность" П. Гертеля, хореография А. Горского, 1946 г. )
Золушка ("Золушка", 1947 г. )
Мария ("Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1948 г. )
танцы III акта (опера "Руслан и Людмила" М. Глинки, хореография Р. Захарова)
Параша ("Медный всадник" Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г. )
Жанна ("Пламя Парижа" Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1950 г. )
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П. Чайковского, постановка Е. Долинской по А. Горскому, Л. Иванову, хореография 4-го акта А. Мессерера, 1951 г. )
Принцесса Аврора
("Спящая красавица" П. Чайковского в постановке М. Габовича и А. Мессерера, 1952 г. )
Тао Хоа ("Красный мак" Р. Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1952 г. )
Джульетта ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1953 г. )
Катерина ("Сказ о каменном цветке" С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, 1954 г. )
Фадетта ("Фадетта" на музыку Л. Делиба, хореография Л. Лавровского, 1955 г. )
Вакханка (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1955 г. )
Жизель ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1955г. )
Паскуала ("Лауренсия" А. Крейна в постановке В. Чабукиани, 1956 г. )
Гаянэ ("Гаянэ" А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссер Э. Каплан, 1957 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Мирандолина ("Мирандолина" С. Василенко, хореография В. Вайнонена, 1958 г. )
Китри ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1959 г. )
Диана Мирель ("Пламя Парижа" Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1960 г. )
Мавка ("Лесная песня" Г. Жуковского в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1961 г. ) - первая исполнительница
Тамара ("Страницы жизни" А. Баланчивадзе в постановке Л. Лавровского, 1961 г. ) - первая исполнительница
Фрейлина ("Подпоручик Киже" на музыку С. Прокофьева в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1963 г. ) - первая исполнительница
Лейли ("Лейли и Меджнун" С. Баласаняна в постановке К. Голейзовского, 1964 г. ) - первая исполнительница

В 1994 г. поставила для труппы Английский национальный балет "Лебединое озеро" (по А. Горскому и А. Мессереру).
Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" в роли Золушки (хореография Р. Захарова, режиссер А. Роу, 1960 г. ) и в телеэкранизациях балетов "Подпоручик Киже" (1969 г. ) и "Имя твое" (хореография О. Тарасовой и А. Лапаури, 1970 г. ) .
Ее творчеству посвящен телефильм-концерт "Танцует Раиса Стручкова" (1971 г. ), документальный фильм "Раиса Стручкова" (режиссер В. Раменский, ЦСДФ, 1982 г. ) и книга Г. Беляевой-Челомбитько с тем же названием (М., 2002 г. ) .

Награды

1949 г. - I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште.
1951 г. - получила звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
1956 г. - "Народная артистка РСФСР".
1959 г. - "Народная артистка СССР".
1971 г. - орден Трудового Красного знамени.
1976 г. - орден Ленина.
1981 г. - орден Трудового Красного знамени.
1985 г. - орден Октябрьской Революции.
1995 г. - была награждена орденом Почета.
2000 г. - была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени и специальным (вне номинаций) призом "Душа танца" журнала "Балет".
2004 г. - получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".