07.02.2011

Сергей Рахманинов (1873-1943)
Симфония
№ 1
Ре минор, соч.13
I. Grave-Allegro ma non troppo
II. Allegro animato
III. Larghetto
IV
. Finale. Allegro con fuoco

Сергей Прокофьев (1891-1953)
Фрагменты
балета «Золушка»

Оркестр Большого театра России
Дирижер — Александр Лазарев

Свою первую симфонию Рахманинов сочинял в 1895 г., возлагая на нее очень большие надежды. Будучи на тот момент автором оперы «Алеко», концерта для фортепиано с оркестром, фортепианных пьес и романсов, именно симфонию считал он «рубиконом» на пути к композиторской зрелости. И с тем большим трепетом ждал ее премьеры, которая состоялась 15 марта 1897 г. в Санкт-Петербурге.

Его ожидало сильнейшее разочарование. А. Глазунов, дирижировавший этим сочинением, не справился со своей задачей. Музыкальная пресса подвергла симфонию Рахманинова уничтожающей критике, объявив музыку «болезненной», «извращенной», «декадентской»... Лишь немногие сумели разглядеть за сырым и неряшливым исполнением ее несомненные достоинства.

Для Рахманинова неудача оказалась тяжелым ударом. «После первой симфонии ничего не сочинял около трех лет, — вспоминал он позднее. — Был подобен человеку, у которого отнялись голова и руки». Позже композитор уже не так сурово оценивал свое раннее произведение, иначе не процитировал бы его в своем последнем опусе — «Симфонических танцах» (1940 г.). Но после премьеры он в порыве отчаяния уничтожил партитуру. Сохранившиеся оркестровые голоса были обнаружены только в 1944 г. музыковедом и критиком А. Оссовским, который присутствовал на премьере симфонии и оказался одним из тех немногих, что сумели по достоинству оценить ее. Дирижер А. Гаук свел голоса в партитуру, и 17 октября 1945 г. в Москве симфония была исполнена под его управлением Госоркестром СССР. После полувека забвения эта московская премьера подтвердила жизнеспособность Первой симфонии Рахманинова, в которой уже ярко проявилась его композиторская индивидуальность.

Через всю симфонию проходит одна краткая попевка, взятая из старинного («знаменного») церковного пения. Интерес к этому древнейшему пласту русской культуры характерен для творчества Рахманинова — автора гениального «Всенощного бдения». Мотив из шести нот первый раз звучит суровым, мрачным унисоном струнных в медленном вступлении, но затем принимает самую различную окраску. Уже в Allegro первой части он становится лирической кантиленой; в Скерцо (Allegro animato) звучит в вальсовом движении, покачиваясь в прихотливом, синкопированном ритме на фоне стремительного бега струнных; в медленной части (Larghetto) прозрачный тембр флейт придает ему умиротворенный характер.

В финале (Allegro con fuoco) — наиболее развернутой и экспрессивной части симфонии, перед нами полностью раскрывается драматургический смысл древнерусской попевки: начинаясь с торжественного, ликующего звучания, в коде финала она принимает трагический, даже инфернальный характер, вызывая в памяти библейские образы Апокалипсиса. Здесь можно постигнуть смысл эпиграфа, который предпослал своей первой симфонии Рахманинов: «Мне отмщенье и Аз воздам». Уже в одном из самых ранних своих сочинений он отражает мрачные грозовые предчувствия, характерные для русского искусства начала ХХ века.

Жизненный путь Сергея Прокофьева прошел через самые трагические потрясения русской истории — революций 1905 и 1917 гг., Первой и Второй мировых войн, сталинских репрессий и травли под лозунгом «борьбы с формализмом»... Однако вопреки всему, ему никогда не изменяло ясное, гармоничное восприятие мира. Неиссякаемая творческая энергия композитора рождала музыку, полную солнечного света, волевой ритмической поступи или прозрачной лирики. Мрачная действительность не мешала музе Прокофьева обращаться к светлым и радостным сюжетам. Примером этому служит балет «Золушка», написанный в разгар Великой Отечественной войны.

Как писал сам Прокофьев, «большую роль в работе над „Золушкой“ сыграла сказочность сюжета, которая ставила перед композитором ряд интересных задач... Но авторам балета хотелось, чтобы зритель в этой сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей... — милой мечтательной Золушки, ее робкого отца, придирчивой матери, своенравных задорных систер, горячего юного принца...».

После балета «Ромео и Джульетта», новаторство которого не укладывалось в схемы традиционной хореографии, Прокофьев решил обратиться к модели классического балета. «Для меня очень важно было, чтобы балет „Золушка“ получился наиболее танцевальным, чтобы... артисты балета имели возможность в достаточной мере потанцевать и показать свое искусство. Я писал „Золушку“ в традиции старого классического балета, в ней есть pas de deux, адажио, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, гавот. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию...».

Премьера «Золушки» Прокофьева состоялась в ноябре 1945 г. в Большом театре (хореография Р. Захарова) под управлением Ю. Файера. С тех пор балет в самых различных хореографических воплощениях входит в репертуар многих театров и балетных трупп мира. Однако не меньшую популярность заслужила музыка «Золушки» в виде самостоятельных пьес для фортепиано и трех оркестровых сюит, составленных самим композитором в 1946 г.

В предстоящем концерте будут исполнены наиболее яркие номера балета, выбранные Александром Лазаревым из трех авторских сюит.

Борис Мукосей