Карузо из Большого театра

20.11.2018

«Солнечный» Зураб Соткилава (жизнерадостность, кажется, была его определяющей чертой) пришел в Большой в 1974 г., в золотую пору, когда на сцене нашего театра блистали Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, выпускали спектакли Борис Покровский и Евгений Светланов. В своем дебютном спектакле (это была «Кармен») Соткилава исполнял партию Хозе, которую подготовил во время стажировки в театре Ла Скала.

«Зураб — один из лучших моих Хозе, — вспоминала Елена Образцова. — В нем темперамент и страсть. Когда я видела в его глазах безумие, мне становилось страшно. Он сам провоцировал меня, Кармен, бросить ему вызов. Я много лет пела «Кармен» с Зурабом и всегда ревновала, когда он пел с другими».

Зураб Соткилава не затерялся в созвездии своих коллег, став непревзойденным исполнителем итальянской оперной классики. Он пел партии – Каварадосси («Тоска»), Манрико («Трубадур»), Радамеса («Аида»), Ричарда («Бал-маскарад»), Туридду («Сельская честь»), а лучшей своей ролью считал Отелло (в одноименной опере Дж. Верди). Эту партию он спел свыше пятидесяти раз на русском (как тогда было принято у нас) и итальянском (за рубежом) в двенадцати театрах, в том числе в Италии, Венгрии и Румынии. «За тонкую и глубокую интерпретацию произведений Верди» был удостоен почетного членства в Болонской академии искусств. Французские критики окрестили его «Карузо из Большого театра», а итальянская пресса сравнивала с легендарным современником — Марио Дель Монако (да и сам великий тенор был впечатлен мастерством Соткилавы!).

Прославился Зураб Соткилава и в русском репертуаре. В Большом — и не только в Большом — пел Водемона («Иоланта»), Самозванца («Борис Годунов»), Голицына («Хованщина»), Индийского гостя («Садко»)... Борис Покровский, который очень ценил талант и артистический темперамент артиста, специально для него поставил грузинскую оперу «Похищение луны» О. Тактакишвили (1977 г.). И разрешил Соткилаве, выступавшем в партии Арказана, исполнить песню на его родном мегрельском языке.

«Он Певец с большой буквы, а это — счастье избранных. Вы слышали, как он поет о Грузии? Разве можно в этот миг найти человека счастливее, а страну — прекраснее?.. Счастлив тот, кто слышал, как сливаются в единый поток грузинской песни голоса Маквалы Касрашвили и Зураба Соткилавы!»
Борис Покровский

Зураб Лаврентьевич щедро делился своим мастерством и сценическим опытом с коллегами и учениками. Вырастил — по его собственному выражению — целый сад новых талантов. Среди воспитанников Зураба Соткилавы много замечательных артистов: Бадри Майсурадзе, Владимир Богачев, Александр Федин, Алексей Долгов, Владимир Редькин, Максим Перебейнос, Николай Семенов, Майрам Соколова... Для самого широкого круга зрителей он был создателем и блистательным ведущим циклов телевизионных передач «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей сцены».

Одной из любимых опер артиста была «Пиковая дама». Поскольку Соткилава начинал учиться пению как баритон и только через некоторое время решил «переквалифицироваться» в тенора, спеть партию Германа было его заветной мечтой, так и оставшейся неосуществленной. Но фрагменты он, тем не менее, исполнял. К выступлению на IV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (1970 г.) подготовил ариозо Германа «Прости небесное созданье», а позже записал всю сцену Лизы и Германа из второй картины оперы («Zurab Sotkilava. Famous Russian Tenor Arias & Folksongs», Sony Classical, 1994; партию Лизы исполняет Зоя Смольянинова).

«Каждый раз, когда выступаю на оперной или концертной площадке или слушаю классическую музыку как зритель, я испытываю какое-то потрясающее счастливое состояние, несравнимое ни с чем, что я знаю в жизни. В этот момент душа раскрывается…»
Зураб Соткилава