Владимиру Васильеву посвящается

18.04.2020

18 апреля при переполненном зрительном зале, в котором абсолютное эмоциональное большинство составляли бы преданные поклонники, мы собирались отметить юбилей легенды Большого и мирового балета народного артиста СССР Владимира Васильева. Как всегда, юбиляр не предполагал сидеть сложа руки. Для него, натуры страстной и деятельной, юбилей всегда был причиной и поводом для новой встречи со зрителем. На Исторической сцене Большого предполагалось показать спектакль Татарского театра оперы и балета – «И воссияет вечный свет», премьера которого должна была состояться в Казани буквально накануне. Владимир Васильев был бы на своем празднике един в трех лицах – режиссера-постановщика, хореографа, исполнителя главной роли. «Свет» стал бы кульминацией и одновременно финальным аккордом праздничной программы, в которую Большой включил три культовых спектакля, неразрывно связанных с его именем.

Мы сохраняли «порядок следования» – именно в такой последовательности эти балеты вошли в жизнь Владимира Васильева, а он – в их историю. 13 апреля мы бы показали «Дон Кихот», 14-го – балет «Щелкунчик», 15 апреля – «Спартак».

27 мая 1962 г.
Васильев впервые выступает в партии Базиля


Этим дебютом можно смело продолжить перечень завоеваний и достоинств нашего «Дон Кихота» (а их немало – балетная комедия всех времен и народов, главный московский классический балет, единственный, поставленный в Большом театре Петипа, и др.). Работа над партией была проделана такая, что педагог юного Васильева, великий танцовщик-виртуоз Алексей Ермолаев от волнения не смог заставить себя пойти в зрительный зал взглянуть на результат и все время, что шел спектакль, бродил по близлежащим улицам. Между тем, родился великий Базиль, который не только для всех последующих поколений Большого узаконил введенную им в танцевальный текст сложнейшую пиротехнику, но и положил начало традиции танцевать эту партию в костюме черного цвета, отчего виртуозность обрела особенно острые графические очертания.

«В мае этого года Владимир Васильев впервые выступил в балете «Дон Кихот», и я не ошибусь, если скажу, что он открыл новую эру в истории мужского классического танца... Он создал новый эталон, ставший классическим и у нас в стране, и во всем мире. Об исполнении Васильевым партии Базиля писали много. Я хочу привести только одно высказывание: «Могучий, ликующий прыжок, отточенное мастерство виртуоза, динамика и экспрессия движения». Это слова Вахтанга Чабукиани. Васильев породил совсем новые критерии не только в отношении «Дон Кихота», но и мужского танца вообще» (Юрий Григорович).

12 марта 1966 г.
Премьера знаменитой версии Григоровича балета «Щелкунчик»
Первые исполнители главных партий – Екатерина Максимова и Владимир Васильев


Григорович, отправляясь в путешествие в страну новогодней елки, выбрал отважных и надежных спутников, которым удалось воплотить решительно все задуманные им повороты сюжета и эмоциональные нюансы. Хрупкость детской мечты, неотвратимость взросления, радость первого очарования и горечь первого разочарования, готовность прийти на помощь, ринуться в бой со зловредным врагом и отправиться под венец... Все безусильно читалось в их танце – тонком, виртуозном, наполненном страстью и каким-то редким прямодушием. Характерной чертой нынешних московских зим стало неистовое желание людей попасть на «Щелкунчика» (и мы всемерно стараемся помочь добиться исполнения этого заветного новогоднего желания как можно большему числу наших потенциальных зрителей!), а начиналось все когда-то в марте, но с самой высокой «ноты», крепло, входило постепенно в легенду, смещалось в сторону декабря и неизменно сопровождалось страстным «А нет ли лишнего билетика?»

9 апреля 1968 г.
Премьера знаменитой версии Григоровича балета «Спартак»
Владимир Васильев – первый Спартак, Екатерина Максимова – первая Фригия


Накануне 28-летия Владимир Васильев исполнил свою главную, судьбоносную роль. За билетами на этот балет и в очередь встать было практически невозможно, он сразу же стал сенсацией театрального сезона, каковой статус продолжал сохранять и в последующие годы. Этот балет входил в разряд must see самых широких зрительских слоев, не только балетоманов, которые как раз во все времена умели пролагать себе дорогу в зрительный зал Большого театра. Зазвучал Спартак Васильева и по всему миру. И в том, что и теперь, после смены всех эпох и вех, невзирая на вопросы «идеологического» характера, которые любит задавать ему критика, этот балет продолжает быть востребованным у мирового зрителя, безусловно, есть огромная заслуга первого исполнителя заглавной партии. Его волей к победе исполненный полет, его страстность и боль в батальных сценах, его невероятная нежность в диалогах с Фригией навсегда впечатались в рисунок этой партии, стали эталонными. «Борис Годунов» – одна из самых репертуарных русских опер на Западе не только потому, что это великая опера, но и потому, что он впервые услышал ее с Шаляпиным в главной роли. Такие союзы исполнителей и партий действительно заключаются где-то на небесах.

«Я когда представляю себе Володю мысленно, всегда вижу его летящим. Это не только потому, что у него изумительный прыжок. Его герои, они душой устремлены ввысь. В них живет такая вера, такое стремление к свету и забывающая себя готовность пройти свой путь до конца, что бы там в их жизни не возникало — и сомнения, и беды, и борьба» (Галина Уланова).

Фестиваль мог бы состояться и, уверены, стать большим событием... Но сам день рождения, безграничную зрительскую любовь, мощный поток поздравлений не сможет отменить никакой COVID-19. Мы все надеемся увидеть в конце туннеля свет, в том числе – яркий свет огней рампы. Но пока он не воссиял, будем ловить тот, что исходит с экранов наших компьютеров.

18 апреля на канале Большого театра на YouTube:

12:00
«Отражения»

документальный фильм, посвященный жизни и творчеству Владимира Васильева

19:00
«Спартак»
спектакль Большого театра, запись от 20 октября 2013 г.


«Для меня Владимир Васильев — олицетворение настоящего Русского человека с его мощным талантом, удалью, открытостью, с добротой и злостью, бескомпромиссностью и мудростью... Возможно, его творчество напророчил Поэт: „Песнь бескорыстная — сама себе хвала: Утеха для друзей и для врагов смола“. Он поцелован самим Богом, который, несомненно, его не оставит никогда» (Евгений Колобов).