«Драгоценности» — это «словно и завтрак, и ланч, и обед у Тиффани»

06.09.2014

«Драгоценности», поставленные Джорджем Баланчиным для своей труппы Нью-Йорк сити балет в 1967 г., вошли в историю как первый «полнометражный» бессюжетный балет. А вот у истории его создания сюжет был — и очень яркий.

Существует версия, что хореограф Баланчин и ювелир Клод Арпель познакомились, будучи в гостях у третьей знаменитости — скрипача Натана Мильштейна. Но выяснили, что их интересы «пересекаются», когда Баланчин обозревал витрины магазина знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels на Пятой авеню. Арпель десятилетиями хранил впечатления, полученные от просмотра спектаклей Дягилевской антрепризы. Баланчину, завороженному блеском драгоценных камней, пришла идея поставить балет, в котором танец мерцал бы и переливался, подобно свету, играющему на их гранях.

Считается также, что каждый камень символизировал один из трех этапов жизненного и творческого пути балетмейстера: «Изумруды» на музыку Г. Форе отражали изысканность и элегантность Франции, присущие также и французской балетной школе, «Рубины» на музыку И. Стравинского отдавали дань острым синкопированным ритмам Америки с ее Бродвеем, а «Бриллианты» (музыка — П. Чайковского) стали ностальгическим воспоминанием о кристальной чистоте школы императорского петербургского балета.

«Едва ли Джордж Баланчин когда-либо прежде создавал опус, в котором замысел нашел бы столь прочную опору, изобретательность была бы столь образной, а концепция столь впечатляющей, как в трехактном балете, мировая премьера которого состоялась вчера на сцене Театра штата Нью-Йорк», — так однозначно высоко оценил спектакль известнейшийамериканский балетный критик английского происхождения Клайв Барнс («Нью-Йорк таймс», 14.4.1967).

Ему же принадлежит остроумное высказывание: «Драгоценности» — это «словно и завтрак, и ланч, и обед у Тиффани».

Драгоценности Баланчина — и есть воплощение настоящего романа с камнем, эфемерного, как сама мечта, не предназначенная для хранения в сундуках и сейфах. Его ждала счастливая судьба: он обошел многие сцены мира и неизменно пользовался громким успехом. И хотя в нашей стране традиционно в большем почете балеты сюжетные, истинные знатоки всегда скажут, что балет «в чистом виде» — это самая высокая кухня для гурмана-балетомана и высший пилотаж для хореографа.

Балеты Баланчина, таким образом, являются своего рода проверкой на универсальность мастерства и чувства стиля. Большой балет прошел ее блестяще.

Полный список действующих лиц и исполнителей (программка на день съемки в Большом театре)