Под сенью струнных

10.05.2017

На сей раз тон в концерте задают струнные. В программе из пятнадати номеров большую часть занимают произведения скрипичей-виртуозов XIX и XX веков – Фрица Крейслера, Генрика Венявского, Яши Хейфеца, Эжена Изаи, Пабло де Сарасате. Многие из скрипачей сочиняли пьесы для собственных же концертов, и в ряде случаев до нас дошли сделанные ими же записи. Услышать, как звучала скрипка в начале века XX, можно на примере записей Фрица Крейслера. Познакомиться с ними перед концертом стоит хотя бы ради того, чтобы уловить непривычное для современного уха rubato и потом сравнить эти ощущения на концерте, встретившись лицом к лицу с современной традицией скрипичного исполнительства.

Хронологический принцип в программе уступает тематическому – по сути, это палитра вкусов и предпочтений каждого из артистов. Анахронизмы и странные стилистические сочетания здесь никого не удивят: в один вечер прозвучат ставший шлягером ноктюрн «Грезы любви», написанный романтиком Ференцем Листов в 1850 г., и «Вариации на тему Россини» для виолончели и фортепиано» Богуслава Мартину (1942 г.). В программу включены также произведения Пауля Хиндемита, Габриэля Форе и Пабло де Сарасате.

Концерт откроет проверенный временем дуэт скрипачки Ольги Кочневой и пианиста Бориса Шаева – они исполнят произведения Фрица Крейслера, навеянные духом старой Вены. От ностальгических настроений зрителей избавят виолончелист Александр Кашин и Полина Федотова (фортепиано). Они сыграют небольшую пьесу Габриэля Форе – свою «Бабочку» автор долго не хотел выпускать в свет, пытаясь убедить своего издателя в неуместности такого названия.

Французскую «линию» продолжает бельгиец Эжен Изаи – блестящий скрипач, дирижер и композитор. В 1900 г. Изаи выпустил собственное переложение для скрипки и фортепиано «Этюда в форме вальса» – фортепианной пьесы, написанной его другом Камилем Сен-Сансом. На концерте свою интерпретацию этого произведения представят Алексей Колбин (скрипка) и Ника Лундстрем (фортепиано). Скрипачи Роман Филиппов и Георгий Мнацаканян и пианист Андрей Стукалов выбрали для исполнения поэму Изаи «Дружба». Некую программность, наличие которой можно было бы заподозрить в этой импрессионисткой поэме, выражена разве что в посвящении Теодору Линденлаубу – другу Изаи, музыкальному критику парижской газеты «Le Temps».

В концерте прозвучат два произведения Богуслава Мартину, крупнейшего композитора XX века, – первая часть Дуэта для скрипки и альта №2 в исполнении Нонны Маничева (скрипка) и Дины Жуковой (альт) и «Вариации на тему Россини» Арсений Безносиков (виолончель) и Алина Смирнова (фортепиано).

Переложение «Грез любви» Листа для арфы исполнит Елизавета Симоненко. А в исполнении Елены Митрофановой (флейта-пикколо) прозвучат пьеса «Слон и комар», написанная валторнистом Генри Клингом, и Шумная птица», полька-рондо, насыщенная виртуозными пассажами и ставшая единственным хитом французского композитора Луи Баллерона, флейтиста оркестра Комической оперы в Париже и автора многочисленных полек и мазурок.

Полина Дорожкова