Мендельсон и Брамс

20.10.2015

«Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», - писал о Мендельсоне Роберт Шуман. Второе фортепианное трио до минор (соч. 66), одно из последних сочинений Мендельсона, было написано в Лейпциге в период наивысшего расцвета его композиторской и исполнительской деятельности. Опубликованное в 1846 г., оно посвящено выдающемуся скрипачу, композитору и дирижеру Луи Шпору, участвовавшему в первом исполнении.

Уступая в популярности прославленному трио №1 (ре минор, соч.49), второе трио отражает основные грани характерного стиля Мендельсона. Драматичное Allegro energico e con fuoco сменяется певучей кантиленой Andante espressivo в духе «Песен без слов». За виртуозным Скерцо, напоминающим о музыкальных образах волшебного леса «Сна в летнюю ночь», следует подвижный финал, насыщенный полифоническим развитием. Завершает трио торжественное проведение рождественского протестантского хорала «Gelobet seist du, Jesu Christ», ранее использованного Мендельсоном в одной из органных сонат.

Фортепианное трио Мендельсона исполнят артисты оркестра Большого театра – заместитель концертмейстера группы вторых скрипок Светлана Микляева и концертмейстер группы виолончелей Федор Амосов, а также лауреат международных конкурсов пианистка Елена Попкова.

Финальной частью этого трио вдохновлялся юный Иоганнес Брамс. Ее отзвуки слышны в Скерцо фортепианной сонаты №3, написанной в начале 1850-х гг. (позже начало первой части трио отзовется и в фортепианном квартете до минор соч. 60). «Я ждал, что … должен будет появиться кто-то один, призванный в идеальной форме выразить наивысшие чаяния своего времени, кто …подобно Минерве возникнет из головы Крониона сразу же в полных доспехах. И он пришел — цветущий юноша, чью колыбель охраняли грации и герои. Имя ему — Иоганнес Брамс», - писал в 1854 г. Шуман, предрекая Брамсу будущую славу первого композитора Германии.

В нынешнем концерте прозвучит одна из жемчужин камерной музыки позднего Брамса – Квинтет для кларнета и струнных си минор соч. 115 (1891 г.). Композитор посвятил его выдающемуся кларнетисту Роберту Мюльфельду, знакомство с которым вдохновило его, когда он уже считал свою композиторскую карьеру завершенной, на создание ряда камерных ансамблей с участием кларнета.

Образцом для Брамса служил аналогичный ансамбль В.А. Моцарта KV581, который также обратился к тембру кларнета в последние годы своей жизни. Весь квинтет проникнут «осенним» чувством элегической грусти, ухода – именно такое впечатление производит заключение финальной части (Con moto), где светлая краска мажора сменяется неожиданным возвращением начальной мелодии первого Allegretto – своего рода «motto» всего произведения (этот печальный мотив звучит и в конце полной драматических контрастов первой части, его интонация также лежит в основе мелодии Adagio). Медленная часть квинтета принадлежит к вершинам музыки Брамса. Нежной, умиротворенной колыбельной крайних разделов противопоставлен импровизационный речитатив кларнета в середине части. Медитативная глубина Adagio оттеняется небольшим песенным «интермеццо» третьей части (Andantino-Presto non assai), за которой следует финал в форме вариаций.

Трудно представить себе другое произведение, где звучание кларнета настолько органично сочеталось бы со струнным квартетом. «Кларнет то сливается со струнными, придавая их звучанию некоторую отстраненность, то обволакивает их в легких подвижных арпеджио, то солирует в мелодиях-импровизациях», - пишет музыковед Екатерина Царева.

Партию кларнета в квинтете Брамса исполнит солист оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Лиманцев. В исполнении квинтета также участвуют солист-концертмейстер группы первых скрипок, лауреат международных конкурсов Михаил Цинман, заместитель концертмейстера Игорь Цинман (скрипка), артисты оркестра Алексей Яненко (альт) и Степан Худяков (виолончель).