«Гай-да тройка! Снег пушистый»

25.01.2018

Находясь «на стыке» классической и популярной музыки, академического и бытового музицирования, романс привлекает как музыкантов, так и любителей музыки своей камерностью, которая, однако, не мешает выпукло и броско передавать весьма разнообразные чувства и переживания, включая, конечно, и самые тонкие и интимные.

Недаром этот жанр возник в эпоху сентиментализма, когда на первый план вышло изображение «жизни души» человека. После Октябрьской революции бытовой романс был практически «изгнан» из художественной жизни, и только в 70-е годы прошлого века интерес к нему начинает возрождаться. Зато сейчас русский романс конца XVIII – начала XX столетия пользуется большим спросом и занимает достойное место в концертной жизни.

Программа концерта представит целую «энциклопедию» композиторов-«романсистов». Будут исполнены произведения более двадцати авторов, среди которых есть известные и даже в свое время знаменитые музыканты. Таким был, например, Александр Дюбюк (1812-1898). Сын французского маркиза-иммигранта, он учился у прославленного английского пианиста Джона Филmда, который в те годы жил в России. Впоследствии Дюбюк сам стал крупным пианистом и преподавателем и в 1866 г. был приглашен Николаем Рубинштейном в Московскую консерваторию. Дюбюку принадлежит множество фортепианных пьес и этюдов, а также пособие «Техника фортепианной игры». Однако наибольшим успехом пользовались его романсы Дюбюка, а их он написал свыше ста. Многие составляли весомую часть эстрадного цыганского репертуара, весьма востребованного в то время. В концерте прозвучит романс Дюбюка «Не брани меня, родная» на стихи Алексея Разоренова.

Очень был популярен полтора века назад и Петр Петрович Булахов. Он родился в семье музыкантов и музыкальное образование получал дома. Его отец, Петр Александрович, был выдающимся оперным тенором. Вследствие тяжелой болезни Булахов большую часть жизни провел в инвалидном кресле. Однако это не мешало ему иметь широкий круг общения в художественной среде и писать романсы, которые исполнялись прямо-таки «на ура». Точное их количество мы не знаем, так как, очевидно, ноты многих из них погибли в огне, когда пожар уничтожил его московскую квартиру. В концерте будет исполнено два знаменитых романса Булахова – «Гори, гори, моя звезда» на стихи Владимира Чуевского и «Не пробуждай воспоминаний» (автор поэтического текста неизвестен).

Подобно Булахову, не был профессиональным музыкантом и Николай Харито. Он получил юридическое образование в Киевском университете, однако с детства обнаруживал очевидную музыкальную одаренность, которая, вероятно, передалась ему от матери-гречанки. родился в Ялте и был отдан в. Во время обучения в Ялтинской гимназии (он родился в Ялте) юноша исполнял на праздниках произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, что отмечалось похвальными грамотами гимназического начальства. В пору студенчества Харито также пользовался популярностью благодаря своим музыкальным способностям и добродушному нраву. Однако его музыкально-политические увлечения чуть не привели к исключению из университета. Харито демонстративно исполнил «Марсельезу» при открытых окнах, и только заступничество одного из профессоров спасло его от роковых последствий. В концерте будут исполнены два романса Харито – «Астры осенние» (на стихи С. Грея) и всем известные «Хризантемы» (которые «Отцвели уж давно…») на стихи Василия Шумского.

Есть еще и такая любопытная «вещь», как женские романсы, то есть написанные женщинами. Одной из них была Елизавета Дитерихс, автор слов известного романса «Снился мне сад…». Считается, что эти стихи были признанием в любви молодому юристу Борису Борисову, который начинал работать под руководством ее отца. Именно он положил слова Дитерихс на музыку. В концерте прозвучит другой романс, который также стал плодом совместного творчества этих симпатизировавших друг другу молодых людей — «Звезды на небе». Только на сей раз они как бы «поменялись местами»: Борисов написал текст, а г-жа Дитерихс – музыку.

В программу вошло еще множество не менее замечательных романсов – «Ночь светла» Якова Пригожего на стихи Леонида Граве, «Нет, не любил он» Альфонса Гуэрчиа на стихи Эрнесто Дельпрейте, «Утро туманное» Эраста Абазы на стихи Ивана Тургенева, «Темно-вишневая шаль» Владимира Бакалейникова, «Пара гнедых» Сергея Донаурова на стихи Алексея Апухтина, «Гай-да тройка! Снег пушистый» на стихи композитора, Михаила Штейнберга, «Две гитары» на стихи Аполлона Григорьева (автор неизвестен, обработка Ивана Васильева) и др.

В концерте примут участие Тамуна Гочашвили (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Мария Мотолыгина (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Вадим Бабичук (тенор), Андрей Скляренко (тенор), Дмитрий Чеблыков (баритон), Александр Уткин (бас-баритон), Игорь Коростылев (бас), Игорь Цинман (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), Елизавета Дмитриева (фортепиано), Жанна Жусупова (фортепиано), Семен Скигин (фортепиано), Александр Широков (фортепиано).

Оксана Усова