Его величество Бах

08.02.2018

Среди обширного творческого наследия Баха не так уж много «чисто» оркестровых пьес. Но именно в их числе — знаменитые Бранденбургские концерты и си-минорная сюита, завершающаяся ничем иным, как пьесой «Badinerie», что в переводе означает «шутка».

Цикл из шести Бранденбургских концертов Бах сочинил в Кетене, где он находился с 1717 по 1721 год, являясь капельмейстером князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Однако посвящены концерты другому вельможе — маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому. Маркграф был поклонником музыки Баха и попросил композитора написать что-нибудь для своего придворного оркестра. По жанру Бранденбургские концерты относятся к так называемому concerto grosso — концерту для оркестра. Суть таких концертов — «соревнование» группы солистов и остальных оркестрантов. Эта задача реализуется в чередовании эпизодов тутти, когда играет весь оркестр, и сольных фрагментов, отданных ансамблю нескольких инструментов. Каждый из шести Бранденбургских концертов уникален по инструментальному составу. В концерте № 5 ре мажор, вошедшем в программу, в качестве солирующих («концертирующих») инструментов использованы флейта, скрипка и клавесин; другую группу составляют струнные — скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также бассо континуо. Произведение состоит из трех частей, сопоставленных по принципу темпового контраста (быстрая — медленная — быстрая). В крайних частях у Баха заняты как солисты, так и полный оркестровый состав, в средней же играют только солисты. Эта часть удивительно красива; пластичные инструментальные мелодии в ней переплетаются, звуча как единая торжественная и нежная песнь.

Будет исполнен и еще один концерт Баха —двойной, — написанный для гобоя и скрипки с оркестром. Оригинал этого произведения не сохранился, оно было восстановлено по авторскому переложению для двух клавесинов, струнных и бассо континуо. Его строение аналогично 5-му Бранденбургскому концерту — быстрые крайние части и медленная средняя. И, так же, как и в нем, в этом концерте средняя часть с чарующим дуэтом солистов в сопровождении прозрачного pizzicato оркестра является лирическим центром.

Особой страницей творчества Баха стали оркестровые сюиты, названные им самим увертюрами. В них явственно ощущается влияние французской музыки, в целом Баху не свойственное. Это сказывается как в общем стиле, подчеркнуто грациозном, так и в жанрах и названиях отдельных частей. Традиционно сюита представляет собой последовательность танцевальных пьес, таки, как аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Эти танцы, характерные для немецкой сюиты, основу составляют и в клавирных баховских сюитах. Однако для оркестровых сюит он чаще выбирал иные, типично французские танцы — бурре, паспье, гавот и менуэт. Названия некоторых пьес — «Badinerie» («Шутка, шалость»), «Rejouissance» («Веселье») — также отсылают нас к французской музыкальной культуре. Все сюиты открываются масштабными увертюрами. В них чередуются медленные гомофонные и быстрые полифонические части. Далее следуют танцы и характерные пьесы; их количество может быть различным. Оркестр баховских сюит весьма разнообразен. В сюите № 2 си минор, которая прозвучит в концерте, участвуют два гобоя, фагот, струнные и континуо, а в сюите № 1 до мажор, также вошедшей в программу, из духовых используется только флейта. Обе эти сюиты с их чередой придворных танцев являются прекрасной музыкальной иллюстрацией к истории светской культуры баховского времени.

В концерте примут участие Наталья Береславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), Евгений Рощин-Иванов (гобой), Дмитрий Плотников (фагот), Игорь Цинман (скрипка), Михаил Цинман (скрипка), Федор Строганов (клавесин), камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова