Внимание, «говорят» альты!

25.02.2018

Альт долгое время считался «актером второго плана». Скромный участник оркестра, создающий гармонический фон, или член квартета, заполняющий «пробелы» между партиями, — такова, в основном, была его роль. Все изменилось в XX веке, когда искусство игры на альте резко поднялось на новый уровень. Появились альтисты-виртуозы, по известности не уступающие лучшим скрипачам — Вадим Борисовский, Уильям Примроуз, Рудольф Баршай, Юрий Башмет. Ориентируясь на них, композиторы — Шостакович, Шнитке, Хиндемит — пишут новые серьезные произведения для альта, и инструмент быстро занимает одну из лидирующих позиций в исполнительском искусстве.

Возможно, главным композитором, писавшим для альта, в прошедшем столетии был Пауль Хиндемит. Сам он прекрасно владел этим инструментом и в течение многих лет выступал в составе квартета. В концерте прозвучит Соната Хиндемита для альта и фортепиано op. 11 в трех частях. Первая часть сонаты названа «Фантазия», что напоминает о сонатах-фантазиях одного из музыкальных «предков» Хиндемита — Бетховена. Ее экспрессивная музыка подводит к теме второй части, отмеченной ремаркой «в духе народной песни». За темой следуют вариации, в которых происходит постепенное динамическое и эмоциональное нарастание. На кульминации начинается третья часть. Она интересна контрастом мощной звучности и тихих «невесомых» тем, близких прозрачной лирике Прокофьева.

Соната для флейты, альта и арфы Клода Дебюсси (1915) обладает иной стилистикой, чем соната Хиндемита, хотя обе они создавались почти в одно и то же время. В противоположность хиндемитовской внутренней экспрессии она тяготеет к «внешним» – танцевальным образам. Ее главные выразительные средства — изысканные тембры, пластичные мелодические линии, терпкие гармонии. Первые две части — Пастораль и Интерлюдия — выдержаны в спокойном, созерцательном характере, финал же вовлекает слушателя в круговорот красок и движений.

Помимо созданных специально для альта произведений, в репертуар альтистов входят многочисленные переложения скрипичной и виолончельной музыки. Так, в концерте будет исполнена знаменитая «Кампанелла» Паганини, в оригинале написанная для скрипки, а также виолончельные пьесы «Фантазия на русские темы» Карла Давыдова и «Кол Нидрей» Макса Бруха. Темой последнего сочинения стала мелодия еврейской молитвы «Кол Нидрей», поющейся на богослужении во время праздника Йом-Кипур («День очищения», «День всепрощения»); она представляет собой прошение о разрешении клятв и обетов, принесенных в течение года. В интерпретации Бруха традиционная мелодия раскрывается с разных сторон, звуча то с глубокой печалью, то с чувством радости от полученного прощения.

Не только инструментальная, но и вокальная музыка может быть сыграна на альте. В концерте прозвучит альтовое переложение вокального цикла Густава Малера «Песни странствующего подмастерья». Импульсом к созданию этого цикла стала неразделенная любовь Малера к певице Йоханне Рихтер. Четыре песни на стихи самого композитора изображают, как «странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет куда глаза глядят». Помимо передачи душевных переживаний отвергнутого возлюбленного, музыка Малера рисует прекрасные картины природы, которая в итоге помогает герою преодолеть его горе.

Выразительные возможности сочетания альта и певческого голоса продемонстрируют слушателям «Две песни» Иоганнеса Брамса. В этом цикле альт дополняет своим звучанием меццо-сопрано — голос, к которому он наиболее близок по тесситуре. А дуэт двух альтов зрители смогут услышать в Бранденбургском концерте Иоганна Себастьяна Баха № 6 си-бемоль мажор. В оригинальной партитуре концерта значатся две «виолы да качча» («ручные виолы») — предшественницы современного альта, который их с успехом заменяет.

В концерте примут участие Ольга Жмаева, Дина Жукова, Евгения Попова, Наталья Саблина, Михаил Ковальков, Николай Коротин, Дмитрий Усов, Евгений Щекочихин, Алексей Яненко (альт), Мария Баракова (меццо-сопрано), Николай Попов (флейта), Алла Королева (арфа), Елена Попкова (фортепиано), Бэлла Моисеева (фортепиано), Даниил Орлов (фортепиано), Камерный оркестр Большого театра (дирижер Александр Соловьев).

Оксана Усова