Альт и арфа во французской музыке

09.01.2018

Есть среди музыкальных инструментов «прирожденные» солисты, способные возглавить целый оркестр, – например, скрипка, фортепиано или орган. А есть такие, что обычно исполняют «поддерживающие» партии, являясь как бы характерными артистами среди своих «собратьев». К таким инструментам можно отнести альт и арфу – «героям» нынешнего концерта.

И тот, и другой инструмент обладают ярко выраженным красочным колоритом. И если альт дает тона приглушенные, сумрачные, то арфа ассоциируется с волшебно мерцающими переливами цвета, хороводом сказочных красок. Может быть, поэтому ее любили французские импрессионисты – Дебюсси и Равель, обязательно включавшие одну или две арфы в свои симфонические партитуры. Есть у этих композиторов и камерные ансамбли с участием арфы. Известностью пользуется Соната для флейты, альта и арфы Клода Дебюсси (1915 г.), которую он сам считал одним из лучших своих произведений. Цикл составляют три части: Пастораль, Интерлюдия и Финал. Пластичные мелодические линии Пасторали в сочетании с изысканными гармониями образуют как бы легкую воздушную конструкцию. В Интерлюдии слышится намек на старинный французский танец – менуэт, а быстрый финал увлекает слушателя в поток из красок и движений.

В Интродукции и Аллегро Мориса Равеля для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета также ощущается танцевальное движение – на этот раз вальсообразное. Партия арфы в этом ансамбле написана с блеском и изобретательностью. Равель разнообразит типичные арфовые приемы, например, вводя глиссандо септаккордами. Мелодика этого сочинения проще, чем в утонченной сонате Дебюсси, что отвечает характеру Интродукции и Аллегро – яркой концертной пьесы.

Третье произведение, которое условно можно отнести к направлению музыкального импрессионизма (само это понятие тоже во многом условно), – Два танца Дебюсси. Здесь арфа звучит в сочетании со струнным квинтетом, становясь отчасти солирующим инструментом. Сочинение интересно своими необычными ладами – пентатоникой и целотонным ладом, наводящими на мысли то о таинствах Востока, то о европейской сказочной фантастике. В концерте прозвучит еще одно сочинение Дебюсси, название которого также отсылает к «восточной» теме – Арабеска ля мажор. В оригинале написанное для фортепиано, оно будет исполнено солирующей арфой, техника игры на которой близка рояльной.

И композиторы-романтики, также отличавшиеся обостренным чувством колорита, нередко обращались в своем творчестве к тембру арфы. Так, в концерте будут исполнены пьесы «Принцесса в замке» и «Эскпромт» для арфы соло французского композитора, педагога и дирижера Габриэля Форе. А арфовую музыку XX века представит Сицилиана с вариациями Жана-Мишеля Дамаза. Впрочем, если не знать, что ее автор был практически нашим современником (он умер в 2013 г.), можно принять Сицилиану за еще одну романтическую пьесу: она написана в традиционной форме темы с вариациями, а ее звучание отмечено редкой красотой и гармоничностью, которые свойственны, скорее, музыке XVIII-XIX столетий.

Французская музыка менее богата сочинениями для альта, чем для арфы, но среди них встречаются яркие и необычные пьесы, например, «Четыре портрета» Дариуса Мийо. Привлекают шутливо-романтичные названия частей этого цикла: «Девушка из Калифорнии», «Девушка из штата Висконсин», «Девушка из Брюсселя», «Парижанка». Мийо удалось создать четыре непохожих друг на друга женских образа – игривых, нежных, тонких и неизменно обаятельных.

В концерте прозвучит также знаменитая скрипичная соната Сезара Франка в переложении для альта. В этом четырехчастном цикле присутствуют все типично романтические настроения – и страстный порыв, и томление, и душевная приподнятость. Может быть, поэтому соната Франка так легко нашла путь к сердцам и музыкантов, и слушателей.

В концерте примут участие Елизавета Симоненко (арфа), Михаил Ковальков (альт), Александр Шайкин (фортепиано), Станислав Ярошевский (флейта), Сергей Петров (кларнет), Светлана Микляева (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Степан Худяков (виолончель), Олег Самойлов (контрабас).

Оксана Усова