Заветная тетрадь

19.04.2017

Один из самых удивительных жанров эпохи романтизма – песенный цикл. Сама по себе романтическая вокальная миниатюра, Lied, обычно раскрывает одно лирическое состояние, заключенное в поэтическом тексте. Несколько подобных песен, объединенных в цикл, способны показать мир лирического героя в динамике, заставить слушателя пройти с ним путь его сердечных переживаний и дум. Первый вокальный цикл в истории музыки – «К далекой возлюбленной» Людвига ван Бетховена. Выдающимися создателями вокальных циклов эпохи романтизма стали Франц Шуберт, Роберт Шуман, Густав Малер.

В цикле Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины» (1840) на стихи Адальберта фон Шамиссо поэтично обрисован мир женских чувств. Одна за другой песни «рассказывают» о главных событиях в жизни женщины: первая встреча с любимым, обручение, свадьба, рождение ребенка. В произведении преобладает музыка светлого, радостного характера. Омрачение приносит только одна, последняя песня, в которой поется о смерти мужа героини. Тем не менее, заканчивается цикл с надеждой: в большой фортепианной постлюдии повторен куплет из первой песни – «Взор его при встрече». Вокальный стиль цикла отличается мелодичностью и напевностью, закругленные фразы легко ложатся на память. В фортепианной партии многократно встречаются фактурные элементы, характерные для стиля Шумана, – плотные аккорды и гибкие фигурации, в которые искусно вплетены мелодические линии.

Примерно через десять лет после создания вокального цикла «Любовь и жизнь женщины» Шуман сочинил пьесу «Адажио и Аллегро» для валторны и фортепиано (валторну может заменять виолончель или скрипка). Ее первый, медленный раздел можно сравнить с песней «Он прекрасней всех на свете» (№ 2) благодаря его теплому, благородному звучанию. Второй раздел – быстрое Аллегро – может напомнить по мелодике основной темы песню «У своего сердца держу младенца» (№ 7).

В XX веке вокальный цикл продолжает свою жизнь уже в рамках иных стилистических направлений – таких, как неофольклоризм и неоромантизм. Вокальными циклами богато творчество крупного советского композитора Валерия Гаврилина. Его сочинение «Вторая немецкая тетрадь» (1972) на слова Генриха Гейне в переводах на русский язык как бы отвечает немецким композиторам-романтикам, продолжая и обновляя их традицию. Главная композиционная особенность этого цикла – включение в него фортепианных «интерлюдий», которых в общей сложности насчитывается шесть при одиннадцати вокальных номерах. Почти все интерлюдии построены на материале первой песни, который по мере приближения к концу цикла драматизируется. Основной поэтический мотив цикла – неверность возлюбленной, отсюда – преобладание в песнях настроения тоски и горечи или невеселой иронии. Как композитор XX века Гаврилин применяет во «Второй немецкой тетради» нетрадиционные выразительные средства: пение с закрытым ртом, вокальное глиссандо, звукоподражательные реплики, изображающие звуки трубы и барабана (песня «Трубят голубые гусары»).

В творчестве композитора Густава Малера, как бы соединяющем XIX и XX век, песенный жанр сыграл необычайно важную роль. Малеровские симфонии проникнуты песенностью, а в некоторых из них введена вокальная партия. Малер был автором нескольких вокальных циклов, а также «отдельных» песен. В концерте прозвучат три песни Малера: «Воспоминание» на стихи Рихарда Леандера, «Души моей ничто не чарует» на стихи Фридриха Рюккерта и «Там, где звучит прощальный рог» на текст из сборника народной поэзии «Волшебный рог мальчика».

Оксана Усова