Этот удивительный жанр концерта

23.02.2017

Среди жанров инструментальной музыки концерт является одним из самых распространенных, наряду с сонатой и симфонией. Исполнителю он предоставляет прекрасную возможность раскрыть свои технические и музыкальные данные в союзе с целым оркестром. Для композитора создание концерта может быть «данью уважения» определенному музыканту или же способом пополнить собственный репертуар.

Например, В. А. Моцарт писал многие свои клавирные и скрипичные концерты для себя и своих учеников. А Концерт для валторны ми-бемоль мажор (№ 4) он сочинил для своего друга, зальцбургского валторниста Йозефа Игнаца Лейтгеба. В рукописи другого валторнового концерта, также предназначавшегося для Лейтгеба, Моцарт оставил шутливый комментарий: «О, какая фальшь – увы! – браво, бедняга». В нотах концерта № 4 подобных фраз нет, но моцартовский юмор проникает в саму музыку. С буффонным комизмом звучит тема финала, начинающаяся многократным повторением одного звука. В других частях возникают иные «психологические» нюансы. В первой части посреди праздничных мажорных интонаций у валторны неожиданно появляется минорная тема, звучащая как жалоба или упрек. Во второй части, которую Моцарт назвал «Романс», у валторны также звучат подобные вздохам минорные мелодические фразы. Однако эти эпизоды становятся лишь на минуту набежавшей тенью, после которой еще приветливей и веселее светят солнечные лучи музыки Моцарта.

В Концертштюке для кларнета и бассетгорна Феликса Мендельсона мы сталкиваемся с совсем иным, романтическим миром чувств: перепады между разными эмоциональными состояниями становятся гораздо более резкими и глубокими. В пьесе Мендельсона три контрастных раздела. В первом из них следуют друг за другом разнообразные музыкальные эпизоды: меланхолическая романсовая мелодия, танцевальные мотивы, драматичный «диалог» между оркестром и солистами, похожий на оперную сцену. Во втором разделе опять-таки возникает ассоциация с оперным жанром – «дуэтом согласия», в котором голоса певцов (здесь их роль выполняют солирующие инструменты) сливаются в гармоничном ансамбле. Третий раздел написан в характере «легкой», даже слегка «легкомысленной» концертной музыки. Состав солистов в Концертштюке не вполне обычен. Кларнет и бассетгорн – родственные инструменты из группы деревянных духовых, однако после XVIII века бассетгорн почти перестал использоваться в «академической» музыке. Пьеса Мендельсона – одно из немногих произведений эпохи романтизма с его участием.

Концерт для валторны Рихарда Штрауса в целом выдержан в жизнерадостном и безмятежном тоне. Это может вызвать некоторое недоумение, если знать дату его создания – 1945 год. Штраусу тогда было уже почти восемьдесят лет, но ни возраст автора, ни исторические потрясения предыдущих лет в произведении не отразились. Первая часть концерта открывается «пасторальной» музыкой, как бы изображающей умиротворенный пейзаж. Напевную мелодию гобоя оркестр поддерживает регулярно повторяющимся коротким мотивом-трелью. Этот мотив перейдет и в следующую часть, где он будет аккомпанировать новой кантиленной гобойной теме. Она также имеет своим истоком мотив из первой части – четыре речитативных звука на одной высоте, которые становятся «лейтинтонацией» цикла, проходя через все его разделы. Звучит эта интонация и в сольной каденции гобоя, и в яркой заключительной кульминации. Такой драматургический прием (монотематизм) использовали еще композиторы-романтики, каким, видимо, продолжал себя считать Рихард Штраус даже в середине XX века.

Новый масштаб и глубину приобретает жанр концерта в соединении с симфоническим, как это происходит в Концертной симфонии В. А. Моцарта ми-бемоль мажор для скрипки и альта с оркестром. Это одно из известных произведений композитора: симфония часто исполняется и записывается. В отличие от валторнового концерта, где на первом плане, в основном, пребывает партия солиста, здесь оба сольных инструмента и оркестр одинаково вовлечены в создание музыкальных образов. Откровенно комических моментов в симфонии нет; сольные партии написаны с грацией и изяществом. Правда, в финал Моцарт все равно вставляет краткий эпизод с необычными «терпкими» гармониями, который звучит свежо и сейчас, а у слушателей того времени наверняка вызывал замешательство. Минорная сфера в Концертной симфонии расширяется, охватывая всю вторую часть – печальное Andante. Несмотря на светлую в целом первую часть и радостный финал, это Andante и после окончания симфонии еще долго звучит в памяти.

В концерте примут участие солисты оркестра Софья Беляева (гобой), Артур Арзуманов (валторна), Дмитрий Лиманцев (кларнет), Сергей Петров (кларет) и Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова