Голоса и струнные

04.02.2018

Певческий голос и «голос» струнных инструментов… Пожалуй, среди музыкальных тембров этим двум нет равных по теплоте и силе воздействия. Причем на первое место по выразительности все-таки «выходит» человеческий голос. Не зря его издавна считают самым совершенным «инструментом». Даже в те эпохи, когда инструментальная музыка еще не достигала нынешних заоблачных высот, искусство вокала – прежде всего, конечно, церковная музыка – уже процветало.

Что касается русской музыки, то вплоть до конца XIX века не было ни одного русского композитора, не создавшего выдающихся произведений в вокальных жанрах, будь то опера или романс. Композиторское творчество питала народная музыка, тоже обладающая неисчерпаемыми запасами вокальных красот, и церковные песнопения, подразумевающие исключительно вокальное исполнение. Так сформировалась особая русская музыкальная культура, давшая миру таких гениев, как Глинка и Мусоргский, Бородин и Чайковский, Рахманинов и Прокофьев. И для всех них вокальная музыка была если не главной, то очень существенной «областью» творчества.

В концерте будут исполнены произведения русских композиторов XIX столетия – романсы Глинки, Бородина, Даргомыжского, а также инструментальные сочинения этих и других авторов. Прозвучат знаменитый «испанский» романс Михаила Глинки «Я здесь, Инезилья» на стихи Александра Пушкина, «Спящая княжна» Александра Бородина (стихи самого композитора); «Ночной зефир» Александра Даргомыжского (Пушкин), а также дуэт Кончаковны и Владимира «Ты ли, Владимир мой?» из оперы Бородина «Князь Игорь» .

«Голос» струнных будет представлен Большим секстетом ми-бемоль мажор Глинки. Композитор написал его во время путешествия по Италии в 1830-1833 гг., тогда же, когда и знаменитое «Патетическое трио». В программу также вошло необычное коллективное сочинение — квартет B-la-f (1886). Каждая его часть написана одним из четырех авторов: Allegro принадлежит Николаю Римскому-Корсакову, Скерцо — Анатолию Лядову, «Серенада в испанском духе» — Александру Бородину и Финал — Александру Глазунову. Название B-la-f — это музыкальная монограмма издателя и мецената Митрофана Беляева. Широкой известностью пользовались «Беляевские пятницы» — собрания музыкального кружка, состоявшего из петербургских музыкантов и композиторов. На них звучала только что сочиненная музыка, исполнявшаяся, как правило, струнным квартетом. Все авторы квартета «B-la-f» были частыми посетителями Беляевского кружка. Музыка этого сочинения отличается стилистическим единством, что выдает принадлежность ее авторов к одной — петербургской — школе композиторов.

В концерте примут участие Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Сергей Радченко (тенор), Надежда Будницкая (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Нонна Маничева (скрипка), Анна Яновская (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Дарья Беляева (виолончель), Олег Самойлов (контрабас), Станислав Дяченко (фортепиано).

Оксана Усова