Господин альт, ваш выход!

14.02.2017

Альт – инструмент, как правило, пребывающий «в тени» своих ближайших «родственников» по струнной группе – скрипки и виолончели. Произведений для альта создается в разы меньше, чем скрипичных. Тем не менее, многие крупные композиторы уделяли этому инструменту должное внимание, сочиняя альтовые сонаты и концерты, включая альт в состав разнообразных ансамблей.

Например, В. А. Моцарт ввел в свой Квинтет для валторны и струнных ми-бемоль мажор сразу два альта. В ту эпоху валторна еще была довольно ограниченным по своим возможностям инструментом, и Моцарт с юмором это обыгрывает. В первую и особенно третью части он вводит элементы виртуозного инструментального стиля, которые в исполнении «нерасторопной» валторны звучат с явным оттенком комичности. В то же время средняя часть – вполне серьезная музыка благородного и нежного характера. Партии альтов в Квинтете играют подчиненную роль – создают гармоническую основу или поддерживают мелодию ведущих инструментов – валторны и первой скрипки. В сонате Шуберта ля минор «Арпеджионе» альт, несомненно, выходит на первый план. Впрочем, написана она была для несколько иного инструмента – арпеджионе, соединившего в себе «характеристики» виолончели и гитары. Первая часть сонаты, которая прозвучит в концерте, – замечательный образец шубертовского мелодизма. Распевная начальная тема напоминает задумчивые интонации вступления к «Неоконченной симфонии». Вторая тема, напротив, как будто «пританцовывает» под ритмичный аккомпанемент фортепиано. В конце те же танцевальные мотивы неожиданно звучат в замедленном движении, как бы растеряв свою веселую энергию, и часть завершается на печальной минорной ноте.

Другое известное сочинение для альта и фортепиано – Элегия фа минор бельгийского композитора и скрипача Анри Вьетана (ок. 1854). Эта одночастная пьеса целиком выдержана в традициях романтизма. Две темы – мужественная минорная и взволнованная лирическая мажорная – одновременно контрастируют и дополняют друг друга, подобно мужскому и женскому образу. Эмоциональный градус заметно повышают виртуозные эпизоды в партии альта, который выступает здесь как яркий солист.

Не менее интересно звучание альта в ансамбле с другими оркестровыми инструментами. Как у немецкого композитора Франца Данци (1763-1826), объединившего в своем Концертном дуэте фа мажор альт и флейту. Цикл «Три мадригала» Богуслава Мартину (1890- 1959) раскрывает перед слушателем выразительные возможности дуэта альта и скрипки. Его название отсылает нас к далекой ренессансной эпохе, когда мадригалами именовались музыкальные сочинения, написанные в свободной форме на поэтический текст. Каждая часть «Мадригалов» Мартину имеет собственные стилистические ориентиры. В первой части господствует быстрое токкатное движение и полифонические приемы, что напоминает о музыке барокко. Вторая часть – «импрессионистский» ноктюрн с загадочным звучанием тремоло, аккордов и арпеджио. В последнем мадригале вновь возникает «барочное» звучание, в котором даже можно услышать намек на стиль определенного композитора – Вивальди.

В Симфонии для двух альтов советского и российского композитора Федора Дружинина обращение к «чужим» стилям используется как специальный художественный прием. Согласно концепции полистилистики – одного из магистральных течений в музыке XX века – цитаты и аллюзии на стили других композиторов призваны выразить авторскую идею, для которой рамок одного стиля оказывается недостаточно. В музыке Дружинина с типично авангардными по языку разделами соседствуют танцевальные темы в духе венского классицизма, а также современные вальс и танго.

Традиция заимствования музыкальных тем – авторских, народных или же храмовых, богослужебных – существовала задолго до появления полистилистики. Композитор-романтик Макс Брух в своих Вариациях op. 47 (1881) использует мелодию еврейской молитвы Кол Нидрей («Все обеты»), читающейся во время главного еврейского праздника Йом-Киппур. Эта мелодия известна далеко за пределами синагог. Ею восхищались Бетховен и Лев Толстой, а один из композиторов-классиков XX века, Арнольд Шенберг, также, как и Брух, сочинил на ее основе музыкальное произведение.

Последним номером концерта станет, очевидно, самое виртуозное сочинение программы – Соната для большого альта и оркестра Николо Паганини (переложение для альта и фортепиано). В ней легендарный скрипач словно решился показать, что альт по своим техническим возможностям ненамного уступает скрипке. Наибольшим блеском отличается заключительный третий раздел сонаты – вариации на маршевую тему. Два предыдущих раздела образуют своеобразный микроцикл из инструментального речитатива и ариозо.

В концерте примут участие Ольга Жмаева, Евгения Попова, Татьяна Файн, Александр Балашов, Михаил Ковальков, Дмитрий Усов, Алексей Яненко (альт), пианисты Елена Попкова, Гульшан Конышева, Александр Шайкин, а также Валерия Арзуманова (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), Владимир Стрельцов (виолончель), Николай Попов (флейта), Артур Арзуманов (валторна).

Оксана Усова